Метод осознания глубинной(корневой) ценности

  Метод осознания корневой (глубинной) ценности был разработан Стивеном и Коннирой Андреас, мастерами НЛП (и описан в их книге Сущностная трансформация»).

     Очень часто мы хотим добиться какого-то изменения, но в нас есть что-то возражающее: «да, но». Это какое-то убеждение из прошлого, которое в определенных месте, времени и обстоятельствах являлось полезным, но сейчас может быть неэффективным. Если мы идентифицируем себя с этим убеждением, то оно превращается в «часть» нашего «я» и мешает нашей эффективности. Вокруг этого убеждения сформировались способности, поведение, повторяющееся из раза в раз и ставшее привычкой, а также определенное окружение. В данном случае полезно обратить внимание клиента к его глубинным ценностям, которые помогут ему преодолеть это ограничивающее убеждение.

  Для этого полезна т.н. методика корневого результата. И тогда эта часть с ее энергией, эмоциями вернется, присоединится к целому.  Данная технология идеально работает для повторяющихся ситуаций: стимул–реакция. В речи людей очень много метафор, связанных с частями, люди так воспринимают:

  • Меня разрывает на части. Голова раскалывается. Ноги не идут туда. Внутри меня что-то говорит. Я сам не свой. Вышел из себя. Гора с плеч. Глаза б мои не видели. Это был не я. Сам на себя не похож и т.д.

Для того чтобы соединить эти части в одно целое подходит методика корневого результата:

Часть 1. Выявление цепочки корневого результата

1. Выбор объекта изменения:

Попросите клиента определить те эмоции или образ действий, которые он хотел бы изменить. Опишите эти действия или эмоции на бумаге одним-двумя словами. Попросите клиента описать, когда и в чьем присутствии у него проявляются этим эмоции / поведение. Запишите в нескольких словах эти обстоятельства. Определяете цель изменений: «И что Вы хотите вместо этого?.. Для чего Вам...?».

2. Ощущение части своего «я»:

Попросите: «Вспомните тот момент, когда у Вас возникла эта эмоция / поведение... Поскольку сознательно Вы этих поступков или реакций не совершали, они были порождены какой-то из частей вашей личности. Попробуйте почувствовать, где у вас находится эта часть, внутри тела или вокруг. В каком месте? Какие образы, звуки и/или чувства ее сопровождают?»

3. Благодарность «части» своего «я»:

Попросите: «Даже несмотря на то, что Вы не знаете, в чем состоят добрые намерения этой Вашей части, поблагодарите ее за то, что она есть, потому что Вы знаете о ее добрых намерениях...».

4. Поиск позитивной цели:

Попросите: «Спросите свою часть: «Что хорошего ты хочешь сделать для меня, поступив/отреагировав так?». Запишите ее ответ. Попросите: «Поблагодарите ее за полученный результат».

5. Выявление цепочки ценностей до тех пор, пока не достигнете корневого результата:

Попросите: «Спросите эту свою часть: «Если достигнутый результат (из шага 4) полный и окончательный, то какой еще более важной вещи ты хочешь достичь, сделав это?». Запишите ответ. Попросите: «Поблагодарите ее за полученный результат». «И если бы этот результат был у тебя везде и во всем, то что еще ты хочешь через это?». «И если бы это было у тебя, то что еще более важного ты хочешь через это?». «А если ты сам(-а) (все твое существо, твоя целостная сущность) будешь делать этото, что делает для тебя сейчас данная часть, и будешь делать это (обеспечивать ее функцию) именно так, как хочет она...Что тогда еще более глубокое и ценное она может пожелать для тебя?». И начинаем через все ценности идти к абсолюту.

Повторяйте шаг 5 до получения корневого результата. Вопрос шага 5 можно варьировать: «Теперь, когда я достиг Y (только что выявленный результат), какой еще более важной и полезной вещи он поможет мне достичь?»; «Сделав Z, что еще более ценное ты хочешь тем самым сделать для меня?».

Достижение корневого результата можно определить по следующим признакам:

A. У человека происходит сильное изменение состояния, (часто) глубокое расслабление, изменение цвета кожи, дыхания, темпа.

B. Этокакое-либо состояние: «счастье», «бытие», «покой», «благодать» или «нирвана», «любовь», «радость» и т.д. Состоянием не является что-то, что Вы: делаете или достигаете («успех») получаете от других («признательность») получаете от себя самого («любовь к себе», «самоуважение») что-то знаете(«мудрость»).

C. Состояние не имеет ни субъектов, ни объектовэто просто процесс. Не существует ни воздействующего, ни испытывающего воздействие.

D. Базовое состояниеэто нечто, что может иметь место в каждый момент времени. Оно не является какой-то конкретной эмоцией (например, «удовлетворение», «надежда», «уверенность», «смелость»).

E. Клиент не может идти дальше. Он объявляет: «Это все», снова возвращается к результату более ранней стадии или переходит к последствиям, которые несет достижение корневого результата.

Часть 2: Обратный ход корневого результата

1. Начните с корневого результата:

Скажите что-то типа: «Иногда наши части думают, что для того, чтобы достичь и испытывать такое состояние, как  например (называете корневой результат этой конкретной части), мы должны сначала  что-то сделать или что-то получить (приведите примеры из цепочки ценностей клиента). Но это не так. Чтобы пережить это состояние надо просто войти в него и быть в нем.»

Поэтому спросите свою Часть: «Каким образом тот факт, что (назовите корневой результат) является для тебя отправной точкой, способом жизни в этом мире, способом менять положение вещей?» или «Каким образом ваше глубинное состояние (назовите его) меняет ваше бытие в мире и меняет все вокруг?». Запишите ответ.

2. Введите корневой результат в каждый из промежуточных:

Начиная с соседнего с корневым результата, спрашивайте: «Как факт наличия у вас (корневой результат) меняет / преобразует (промежуточный результат)?». Запишите. Проделайте это с каждым промежуточным результатом.

Этот вопрос может модифицироваться следующим образом в зависимости от обстоятельств:

И если у тебя есть это (исходя из ценности), то как это меняет твою жизнь, как это меняет все вокруг и как это меняет предыдущие результаты?

Если какой-либо промежуточный результат сам по себе цененнапример, «мотивация» или «нравиться самому себе», спросите:«Как эта ценность (корневой результат) делает более легким полное ощущение (промежуточный результат)?» или «Как ваша глубинная ценность (корневой результат) обогащает и усиливает ваше переживание (промежуточный результат)?».

Если промежуточный результат зависит от других людейнапример, «признание со стороны других»,задайте такие вопросы:

«Как ваша глубинная ценность (корневой результат), видоизменяет Ваши ощущения при достижении (зависимый результат?)»... «Как ваша глубинная ценность (корневой результат) меняет Ваши ощущения, когда Вы получаете (зависимый результат)?».

Если промежуточный результат не приносит человеку пользынапример, «месть», или «быть совершенством», задайте такой вопрос: «Когда Вы начинаете с (корневой результат), каким образом преобразуется вся область данного (неправильно сформулированный результат)?».

3. Корневая ценность изменит первоначальное поведение / эмоции:

Спросите: «Как ваша глубинная ценность (корневой результат) меняет ваши переживания в этих ситуациях (обстоятельства)?». (Сами негативные ощущения можно не называть, достаточно упомянуть обстоятельства. Если изначальное поведение или эмоции были неприемлемы или не находились в ресурсном состоянии, то они обычно больше не появляются в приведенных обстоятельствах).

4. Проверка экологии:

Попросите: «Спросите внутри себя: «Есть ли что-то внутри меня, что возражает тому, чтобы нынешнее глубинное состояние стало моим способом жизни в этом мире?». Если да, то проведите эту часть Вашего сознания через выявление корневого результата. Если этих «частей» много, то можно попросить их договориться и объединить свои возражения в одно, и затем работать с этим одним возражением.

5. Закрепление корневого результата:

Попросите клиента: «А теперь давайте еще немного побудем в этом состоянии. Какого оно цвета? Какие звуки его сопровождают? Какие ощущения он приносит? Глубоко «вдохните» этот (результат) и подышите им.

Пусть это (назовите) состояние заполнит все Ваше телокончики пальцев на ногах, затем голени, бедра, живот, руки, кончики пальцев на руках. Затем оно поднимается выше, заполняет голову. И вот оно выходит в виде сияния ауры, и заполняет все окружающее пространство (перечислите что-то окружающее, объекты, конкретных людей и т.д.). Теперь поднимитесь вверх и посмотрите на себя, излучающего эту (опишите) ауру этого (назовите) состояния. Это Вы в настоящем, и где-то проходит линия времени, соединяющая Ваше прошлое и Ваше будущее. Увидьте себя в прошлом, и наполните этот свой образ (корневым состоянием), затем пронесите это (состояние) дальше, через настоящеев будущее. Увидьте себя в этом состоянии в будущем... Хорошо... Подышите еще немного этим состоянием... И теперь постепенно возвращаемся... Открываем глаза... Большое спасибо».

Это описание технологии более приближено к первоначальному варианту техники, пришедшему из НЛП. В коучинге мы проводим визуализацию (цветовую ассоциацию Состояния соединенности с глубинной ценностью) и закрепление состояния на кинестетическом уровне (наполнение состоянием тела клиента) в момент соединения с ценностью, когда клиент доходит до нее. Далее мы измеряем интенсивность этого ощущения и, в момент наполнения тела клиента состоянием глубинной ценности, повышаем уровень интенсивности этого ощущения до 10-ки (максимума). Затем эта энергия поднимается вверх и клиент смотрит сверху и видит линию своей жизни, проходящую у него над головой. И наполняет ощущением глубинной ценности и ее цветом всю линию жизнисначала прошлое, затем будущее. В момент наполнения линии жизни Клиент остается в позиции наблюдателя, он только смотрит сверху, как каждый момент, период его жизни наполняется этой энергией.

И затем мы уже начинаем проход от корневой ценности вверхпо цепочке предыдущих ценностей к тому состоянию /реакции/ поведению, с которым мы начинали работать. В конце, как всегда, уместно спросить клиента о том, что было для него наиболее ценным в этой работе, можно спросить о простых первых шагах, которые он может сделать после проведенной работы.

С уважением, психолог, коуч Евгения Порошина.

другие статьи: