Ценности объединяют, Убеждения могут разъединять.

«Успешный коучинг должен создавать эффект брошенного в воду камня, от которого распространяются волны изменений. Эти изменения оказывают положительное воздействие не только на человека, работающего с коучем, но и на его окружение».

Дайана и Меррилл Андерсон

   

Клиенты, практикующие коучинг, быстро начинают осознавать, что все внешние вещи и изменения, которые их окружали, были и остаются на уровне контекста, окружения. И в то же время люди ощущают, что есть нечто более важное, некая внутренняя суть, изменяя которую– в чем и заключается формула успеха– можно создавать не одно достижение, а очень много выдающихся результатов.

   Глубинный коучинг -это про создание основ глубинных внутренних изменений. Темы, которые изучаются в этом курсе, помогают в глубоком самопознании, создании глобальных изменений и реализации масштабных долгосрочных результатов.

   Существуют разные классификации сфер человеческой жизни. В контексте коучинга нам удобно делить их следующим образом:

  • Область намеренийэто то, что придает нам перспективу в жизни, наше будущее, наше творчество, стремления, мечты и планы.
  • Физическая сфераэто наше настоящее, то, что мы делаем здесь и сейчас. Наши физические и материальные ресурсы, достижения, способности, здоровье, могущество.
  • Сфера эмоций и взаимоотношений связана с нашими убеждениями и ценностями, и часто основывается на прошлом. Наши совместные переживания, ощущение единства, связи с другими людьми, глубокие привязанности и общность интересов.
  • Сфера смысла или духовностиэто то, как мы распоряжаемся плодами своей деятельности, чему или кому мы их посвящаем.

  ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ

 Для коуча важно уметь определять, где человек говорит, исходя из убеждений, своих или чужих, а где он говорит о том, что действительно важно для него. И научиться соединять коуч-сессию или любой процесс общения и взаимодействия, как с близкими людьми, так и в работе, с тем, что является ключевым- что по-настоящему важно, истинно. Работая с ценностями, мы научимся создавать очень сильную приверженность людей своим успехам, своей истинной жизни. И у них исчезнут возражения, поскольку им нечему будет возражать.

  Существует либо ценность, либо оценка. Либо человек пребывает в ценностяхв важном, либо он оценивает со стороны, анализирует, пытаясь понять, где что не так, и тогда возникают возражения. Когда человек выходит из ценностей и опускается на уровень окружения и действий в пирамиде логических уровней, у него начинаются метания: или-или. И много напряжения связано с этим выбором, люди могут «застревать» в определенных эмоциях. Привыкая к их химическому содержанию, они склонны повторять и воспроизводить их снова и снова. Мы научимся возвращать человека в состояние баланса и гармонии, возвращая его к внутренним ценностям.

Задание 1. Дайте свое определение ценностей.

Задание 2. Как вы определите первичные (абсолютные) и вторичные(относительные)ценности?

  Коучу важно осознавать границу и отличие убеждений от ценностей:

УБЕЖДЕНИЯ

  • ЦЕННОСТИ
  • Приходят из прошлого (опыта)

Были в прошлом, присутствуют в настоящем и нацелены в будущее

  • Идут извне, из опыта своего или чужого

Идут изнутри, собственные

  • Правила–что правильно, что нет

Личный выбор

  • Выражаются фразой или предложением: чтобы быть здоровым нужно закаляться. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Называются одним словом: любовь, радость, здоровье, счастье.

  • Сдерживают

Мотивируют, освобождают потенциал

  • Отвечают на вопрос: Как делать? Что делать?

Отвечают на вопрос: Зачем? Для (ради)чего?

  • Может быть бесконечно много: сколько людей, столько и мнений

Общечеловеческих ценностей не много, они очень похожи

  • Разделяют, ведут к деталям и конфликтам

Соединяют, ведут к общему

  • Воспринимаются аудиально (об убеждениях люди много говорят, но их невозможно почувствовать)

Воспринимаются визуально, аудиально, кинестетически (мы можем увидеть, как ценности проявляются в облике, выражении лица, жестах человека; слышим и ощущаем)

  • Связаны с напряжением, мышечными спазмами

Расслабление, раскрытие

  • Могут быть поддерживающими («+») и разрушающими («-»)

Только позитивные

Задание 3. Приведите по 4 примера ценностей и убеждений. Посмотрите на отличия между ними и продолжите данную графу.

   Понимание различий между убеждениями и ценностями дает ключ к технологии разрешения конфликтов: от частных интересовк ценностямк общим ценностямпониманию и гармоничному взаимодействию. За любыми убеждениями в какой-то момент времени стояли ценности(вспомните принцип Роста и Изобилияза любым действием стоит позитивное намерение). Со временем контекст может измениться, и привычный образ мыслей или действий оказывается неэффективным. Изначально мы всегда желаем себе и другим добра, и лишь в силу недоразумений мы реализуем это намерение неэффективным образом. Коуч помогает человеку распутать эти узлы. Например, есть одно полезное упражнение, называющаяся «рефрейминг повторяющегося поведения». Подумайте о каком-то своем повторяющемся поведении, которое вызывает определенную реакцию окружающих, типа: «Ты всегда перебиваешь!» или «Ты всегда говоришь: Нет!». Ответьте на вопрос: «Что позитивного в этом есть?», определите ваше изначальное позитивное намерение.

Задание 4. Проделайте это упражнение в парах или проведите самокоучинг. Что для Вас изменилось? К каким последствиям это приведет?

Задание 5. Вспомните 4 фазы (4 основных вопроса) процесса коучинга. Что происходит с человеком на каждой из этих фаз, если он действует в соответствии с «чужими» ценностями?

Задание 6. Вспомните пример реальной ситуации из жизни, иллюстрирующей, что случается, когда человек действует в соответствии с чьими-то ценностями.

Задание 7. Придумайте 5 вопросов для выявления ценностей клиента.

Задание 8. Почему люди часто боятся говорить о своих глубинных ценностях, хотя могут говорить об убеждениях?

Задание 9. Если клиент затрудняется в идентификации своих ценностей, какой стандартный список ценностей Вы, как коуч, могли бы ему предложить?

Задание 10. Приведите пример ситуации, когда Вам удавалось действовать в соответствии со своими ценностями? Как это влияло на Ваше состояние, результат, действия и их дальнейшие последствия?

Задание 11. Чем отличается цена от ценности?

 

другие статьи:

С уважением, психолог, коуч Евгения Порошина.

Рада Вас видеть в Европейской Школе Коучинга. Программа профподготовки-здесь.