Мастер-класс: "Фундамент гармоничной личности."
"Повседневная жизнь – это наша школа, наш храм и наша религия."
Фундамент гармоничной личности- это базовое доверие к миру. То есть мы прошли кризис рождения. Принимаем и развиваем в себе архетип Природы, Бога, Смысла. Если представить, что наша жизнь- это дом, то базовое доверие к миру-это фундамент. То есть мы строим дом с фундаментом, а не дом без фундамента. Обо всем подробнее далее, а сейчас анекдот про доверие.
Человек идет по краю обрыва, неожиданно теряет равновесие и падает вниз. К счастью, в последний момент он успевает за что-то ухватиться и висит, цепляясь из последних сил. Так он висел и висел, и в конце концов начал звать на помощь: «Помогите, кто-нибудь!» Никто не ответил. Человек все кричал и кричал: «Кто-нибудь, помогите!» Наконец послышался глубокий, раскатистый голос: «Это я, Господь. Я помогу тебе. Разожми пальцы и доверься мне». Ответом было: «Есть там кто-нибудь еще?»
Вывод напрашивается простой. Если мы хотим подняться на качественно новый уровень жизни, надо «разжать пальцы», отказаться от прежнего образа мыслей и поступков и принять новый. Результаты не заставят себя ждать.
ХОТИМ ИЗМЕНИТЬ ВИДИМОЕ – СНАЧАЛА НАДО ИЗМЕНИТЬ НЕВИДИМОЕ.
Какими бы ни были результаты нашей деятельности – значительными или незначительными, хорошими или плохими, положительными или отрицательными, – надо помнить, что внешний мир – это всего лишь отражение вашего внутреннего состояния. Если во внешнем мире дела идут не слишком хорошо – это потому, что что-то не в порядке с вашим внутренним миром. Все так просто.
Это картинки с мастер-класса. Получите для себя осознания.
У каждого человека свой уровень психологической зрелости. Посмотрите и определите, где Вы находитесь.
Взаимоотношения по принципу Преследователь-Спасатель-Жертва называются треугольником Карпмана. Основные цели, которые подсознательно преследует зависимый, входя в каждую из ролей – получение негативного внимания, снятие с себя ответственности, стабилизация самооценки, выполнение негативных детских программ и т.д.
В каждой из ролей отсутствует состояние Взрослого, взаимодействие происходит только между Детским и Родительскими состояниями.
Я+, ДРУГИЕ+, МИР+, БОГ+
РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕК Я+ ТЫ+ Р.П. - живи и радуйся! Б.С. - Я буду жить и радоваться! Д.В. - изменения |
ПРИТЕСНИТЕЛЬ Я+ ТЫ- Р.П. - не сближайся Б.С. - без чувств Д.В. - убийство |
ЖЕРТВА Я- ТЫ+ Р.П. - не будь Б.С. - без любви Д.В. - самоубийство |
СПАСИТЕЛЬ Я- ТЫ- Р.П. - ум бесполезен Б.С. - без ума Д.В. - сумасшествие |
Р.П.-родительское предписание
Б.С.-базовый сценарий
Д.В.-дверь выхода при стрессе, кризисе
- Роль Жертвы
Поведение: пассивное, жалобы.
Цели/желания: сдать свою территорию, быть спасенным, быть наказанным.
Эмоции: жалость к себе, обида, стыд, беспомощность, страдание и т.д.
Мышление: меня (не) должны: я не могу решить сам свои проблемы, я в тупике, моя ситуация неразрешима, со мной несправедливо поступили и т.д.
Выгоды роли Жертвы: получение негативного внимания и заботы, снятие с себя ответственности, стабилизация своей самооценки с помощью позиции страдания, выполнение детских приказов (в основном «Умри!»).
- Роль Преследователя
Поведение: агрессивное, обвинения(нацелен на поиск недостатков, ошибок у других; находится постоянно в отрицательной, критикующей позиции к другим; контролируют действия других)
Цели/желания: захватить чужую территорию, наказать других.
Эмоции: злость, чувство превосходства, злость бессилия, ненависть, ярость.
Мышление: Мне (не) должны: другие должны делать все по-моему, других нужно контролировать, провинившихся нужно наказывать и т.д.
Выгоды роли Преследователя: получение негативного внимания (в виде страха и злости), снятие с себя ответственности (в виде обвинений других в своих неудачах), стабилизация своей самооценки с помощью позиции силы, выполнение детских приказов (в основном «Убей других!»).
- Роль Спасателя
Поведение пассивно-агрессивное, оправдания: действия направленные на спасение других (при этом жертвует и забывает про себя); делает больше, чем от него требуется; делает то, что не хочет делать; спасение происходит так, что в конце все равно все остаются недовольными, а проблемы не решаются.
Цели/желания: выставление барьеров.
Эмоции: вины, справедливого гнева, раздражение.
Мышление: Я (не) должен: я должен помочь, другие не справятся без моей помощи, я должен предотвратить беду и т.д.
Выгоды роли Спасателя: получение негативного внимания, снятие с себя ответственности (в виде решения чужих проблем вместо своих), стабилизация своей самооценки, выполнение детских приказов (в основном «Не спасай себя!»).
ВЫХОД ИЗ ИГРЫ в драматический треугольник
- Роль жертвы - учись помогать себе сам!
Для прекращения игры в Жертву следует научиться брать ответственность за свою жизнь на себя. Для этого следует начинать искать собственные пути выхода из, строить планы и осуществлять их. Провокациям со стороны Преследователя следует не отвечать подчинением (переходом в роль Жертвы), а реагировать следует спокойно, равнодушно. Провокациям со стороны Спасателя в виде попыток взять ответственность за решение ваших проблем на себя следует отвечать спокойным отказам, не поддаваясь (Жертва), и не нападая (Преследователь).
- Роль Преследователя - ищи ошибки сначала в себе!
Для прекращения игры в Преследователя необходимо перестать обвинять в проблемах других, а брать на себя ответственность за их решение. При этом провокациям со стороны жертвы в виде специально создаваемых проблем следует отвечать их спокойным решением, без обвинений жертвы. А провокациям спасателя (в виде подстрекании на преследование жертвы) отвечать игнорированием.
- Роль Спасателя - спаси сначала себя!
Выходу из игры в Спасателя способствует прекращение решения чужих проблем и начало решения своих. При этом на провокации Жертвы в демонстрации своих проблем и беспомощности в их решении следует отвечать игнорированием. Провокациям Преследователя в виде демонстративного наказания Жертвы лучше всего отвечать игнорированием.
У каждого человека свой уровень психологической зрелости, или внутренней силы.
ВНУТРЕННЯЯ СИЛА= Инь+ Ян(фокусировка и расфокусировка)
В процессе нашей жизнедеятельности мы развиваем всего 2 навыка:
- фокусировка(концентрация) и
- расфокусировка(деконцентрация).
Чем выше уровень внутренней силы(психологической зрелости), тем больше развита фокусировка.
ФОКУС:
- на том, что есть
- на том, что можем контролировать(изменить)
- на настоящем и будущем
В процессе жизни, также на занятиях с психологом происходит коррекция мировоззрения в целом и образа будущего(усиление себя):
- принцип зеркала
- подсказки(тело, события)
- эффект наблюдателя
- взрослость
Принцип матрешки(деление нашей личности на 3 части по М.Мюррей):
- ЕР-естественный счастливый ребенок(наша душа, наш потенциал от природы)
- ПР-плачущий ребенок(тело боли, эмоциональные травмы, которые надо излечить)
- КР-контролирующий ребенок
Когда мы психологически зрелые-Истинное Я должно дирижировать ПР и КР
ЗУЛ-здоровая уравновешенная личность. ЕР+ПР+КР, то есть
- ЕР лидер
- ПР-+сочувствие, эмпатия, +проработаны эмоциональные травмы также как и физические
- КР-+дисциплина, ответственность, защита, здоровые границы(функция заботы о себе взята на себя)
Этапы проработки эмоциональных травм:
- отрицание
- злость
- торговля
- грусть, горевание
- принятие(прощение)
Чтобы стать и быть ЗДОРОВОЙ УРАВНОВЕШЕННОЙ ЛИЧНОСТЬ(ЗУЛ), надо:
- прорабатывать эмоциональные травмы и
- развивать внутреннего наблюдателя
СМЫСЛ-стать и быть собой, расскрыть свой потенциал от природы. "Проснуться", выйти из "дня сурка".
Мы формируемся:
- детским опытом и
- взрослым опытом
Когда мы психологически слабы, или как дети, мы играем в треугольник Карпмана, где есть Жертва, Преследователь и Спаситель. То есть мы действуем автоматически, по детскому опыту, по программам наших родителей. На этом уровне у нас нет еще позиции Взрослого, не достаточно развит Внутренний Наблюдатель.Со временем мы психологически сильнее становимся и уже действуем осознанно, Внутренний Наблюдатель более сильный и мы играем во взролсые игры, без манипуляций.
"Фундамент для дома, а не дом без фундамента." -про базовое доверие к миру.
Надо расскрыть в себе 5 архетипов(на примере арт-методики Слабинского):
- ДОЛЯ-главная функция-отождествление(следование правилам)
- ВОЛЯ-функция-разотождествление(жить своим умом)
- ЛАДА-функция-принятие, гибкость(умение в засисимости от контекста быть Долей или Волей)
- Волшебный помощник(Фортуна)-управление временем, использовать те шансы, которые дает жизнь
- РОД(Бог)-архетип помощи природы, архетип Смысла(интуиция)- это и есть БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ К МИРУ!!!
Зона ближайшего развития у каждого своя!
ФОРМУЛА: Быть-Делать-Иметь
Убеждения, которые нам мешают:
- Я должен добиться успеха, если нет, то я_________
- Вы должны ко мне хорошо относиться, если нет, то_________
- Жизнь должна быть легкой
Антихрупкость — понятие, введенное профессором, экономистом и трейдером Нассимом Николасом Талебом в книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса», обозначающее способность к извлечению выгоды из неудач, потерь, ошибок; умение закаляться, развиваться и становиться сильнее при столкновении с хаосом.
В книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» Талеб говорит, что отсутствие стрессовых ситуаций вредит. Рано или поздно с каждым предметом (человеком, фирмой и т. д.) может случиться беда, катастрофа в своем роде, и он не будет к ней готов. Наличие же мелких стрессоров помогает добиться антихрупкости. Люди должны испытывать какой-то (не слишком большой) стресс, чтобы пробуждаться к активности.
Антихрупкость диаметрально противоположна понятиям неуязвимость, гибкость и эластичность. Неуязвимость и гибкость — способность не поддаваться, противостоять стрессу, действовать как щит. Антихрупкость — способность извлекать выгоду из стрессовых ситуаций и меняться. При наличии проблемы неуязвимость отражает и остается такой же. Антихрупкость же извлекает из проблемы выгоду и меняется в лучшую сторону.
Антихрупкость любит случайность и неопределенность, что означает — и это ключевое свойство антихрупкости — любовь к ошибкам, к определенному классу ошибок. Уникальность антихрупкости состоит в том, что она позволяет работать с неизвестностью, делать что-то в условиях, когда отсутствует понимание, что именно делается, — и добиваться успеха.
Полезных осознаний для себя, своей жизни! Есть вопросы?-задавай.
Хочешь подарок? Слушай созидательный транс: "Территория твоих денег."
Лучше слушать перед сном, или когда проснешься, можно и днем. Смотри по самочувствию.