Основные инструменты психолога, коуча в работе? #перенос #контрперенос

  Сейчас разберём такие понятия как перенос, контрперенос. Эта тема близка к теме , когда мы рассматривали такие механизмы как проекция, интроекция и проективная идентификация. Эти явления происходят с помощью этих механизмов. В целом это смежные понятия.

   Ключевое- это идея про то, что между Вами как коучем, психологом и клиентом создаются определённые отношения. Вы вступаете в отношения со своим клиентом, даже если вы встретились на одну сессию. Все-равно происходят какие-то отношения, что-то происходит в этих отношениях. И эти отношения содержат все эти деструктивные моменты, которые и создают сложности в жизни Вашего клиента. И Ваша задача увидеть эти моменты, осознать. Иногда это стоит интерпретировать, иногда не обязательно или даже не стоит этого делать. Важно такое видение, такой фокус на отношения. На то, что происходит между нами на сессии. Потому что всё, что не осознанно, то будет отыграно, то есть будет отреагировано, то есть будет повторение старого. И на Ваших сессиях и в реальной жизни человека и Вы ему не поможете. Это одна из главных причин, почему нужна долгосрочная терапия. При долгосрочном контакте становятся заметны разные ньансы отношений и появляется возможность их проработать.  Для этого, чтобы эти нюансы проявились, нужно время, нужна определенная степень ДОВЕРИЯ. А доверие нарабатывается только долгосрочным контактом. Никак по-другому.

  Необходимо смотреть на любой запрос клиента- как на запрос про отношения в первую очередь. Например, нет денег- это про отношения с отсутствующим объектом, его нет(и от этого мне плохо, от этого я тревожусь, и от этого какое-то такое состояние).  Или про деньги могут часто говорить, что они появляются как-то случайно и точно также случайно что-то происходит и они ушли). Это какие отношения?  Это когда этот объект, когда хочет уходит, когда хочет приходит(я не знаю, как я на это влияю, это как будто бы не зависит от меня). Это очень перекликается с детскими историями про то, что не понятно, когда родитель в хорошем настроении, он меня любит, когда в плохом настроение- как будто бы не любит. Не понятно ребенку, например, он пришел со школы и мама ругается. А завтра, например, ребенок принес тройку и все нормально. То есть не понятно как это. Это очень тревожные отношения. Для ребенка очень важна СТАБИЛЬНОСТЬ. Понимание, что он принес 5-ку  и это хорошо, 3-ку и это плохо. Это самое вжное. Не так страшно, когда ругают, наказывают- это меньшая травма. Чем вот эта непонятность. Как это происходит?(от меня это не зависит). Если ребенок понимает, как этим управлять, он старается учиться на 5-ки, а если не понимает, то тогда происходит сильная травматизаия внутри.

  То же самое Вам клиент может говорить о времени. Например, времени не хватает или, наоборот, тянется бесконечно. Это тоже определенные отношения.

  Также отношения со своим телом. Не нравится тело. Как будто бы тело ненадежное или тело хрупкое(про страх заболеть).

  Любые запросы про квартиру, детей, родителей, мужа(жену)- это всё про отношения.

  И нам важно также держать в фокусе внимания то, КАК эти объекты ведут себя по отношению к клиенту, в его воприятии, конечно.

 Например, страх заболеть. Что мы здесь видим? Болезнь как некий могущественный объект, сильно больше клиента. Который как будто бы раз и нападает, и клиент с этим как будто бы ничего не может сделать. Это про определенное бессилие. И мы тоже это бессилие можем чувствовать в работе с клиентом. Может быть даже на физическом уровне(на уровне тела).

  Но повторимся, что КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ в том, что между вами и клиентом возникают отношения и в этих отношениях происходит то, что происходит в отношениях у вашего клиента в реальной жизни, с реальными людьми и с другими не живыми объектами(деньги, время и т д). И для получения максимально хороших и быстрых результатов мы должны концентрироваться на наших отношениях! Что проиходит во время сессии, что происходит до и после. Когда мы работаем с клиентом, мы одновременно и психолог(коуч) и НАБЛЮДАТЕЛЬ(супервизор). Мы ведем сессию и паралельно наблюдаем, что происходит между нами и клиентом, какие отношения у нас складываются. Иначе мы будем отыгрывать то, что происходит с клиентом в реальной жизни с другими людьми. Например, если его все там жалеют, мы его будем жалеть. Если с ним все конкурируют и как-то подавляют, мы будем тоже это делать. Если мы не будем обращать на это внимание. То есть, если мы будем обращать внимание только на материал клиента(что он говорит) и игнорировать наши с ним отношения, то мы можем давать правильные интерпритации про его детство, отношения с родителями и могут быть какие-то результаты. Но самые важные, глубинные вещи останутся нетронутыми. Просто потому что человек не получил с вами новый опыт. Что мы должны дать человеку?- Это НОВЫЙ ОПЫТ В ОТНОШЕНИЯХ. Тогда меняется биохимия тела. Это даёт фундаментальные изменения.

 В терапии- это наша ответственность, наша задача- анализировать эти отношения. В реальной жизни- это не наша задача. Мы можем пользоваться этим инструментом там, где мы хотим улучшить, в тех отношениях, где есть что-то болезненное и мы хотим это убрать и хотим существенно улучшить отношения.

 Итак, когда мы входим в отношения, на примере Клиент-Психолог, в отношениях участвуют:

  • сознание Психолога с сознанием Клиента

  • бессознательное Психолога и бессознательное Клиента

Эти отношения происходят по 6-ти разным векторам. И сейчас давайте каждый из векторов разберём.

  1. Сознание-Сознание. Это верхний уровень, уровень слов. Клиент можем жаловаться, мы в идеальном варианте эмпатично служаем(не оцениваем, не критикуем, не жалеем, не спасаем, не обесцениваем, не конкурируем и т д).

  2. Бессознательное-Бессознательное. Это тот уровень, о котором мы не знаем. Ни мы как психологи, ни наши клиенты. Мы просто можем знать, что этот уровень есть. Мы допускаем, что есть какая-то комната, о чем мы не знаем, но она как-то может влиять. Этот уровень нам могут прояснять сны. Когда клиент приносит сны, в которых появляемся мы. Этот уровень могут показать также супервизии, наблюдатель, который может уловить то, что осталось за кадром и для психолога и для клиента.

  3. Сознание психолога-Бессознательное психолога.

  4. Сознание клиента-Бесознательное клиента. Мы на первой встречи говорим клиенту, что когда мы задаем вопросы, то будет хорошо, если клиент будет озвучивать всё, что приходит в голову в связи с этим(без цензуры). Это всё важно. Профессиональным языком это метод свободных ассоциаций. Мы говорим клиенту об этом. Таким образом мы эту связь между сознанием и бессознательным активируем. Таким образом всплывает какой-то бессознательный материал. Мы задаем вопросы и у клиента внутри рождаются ответы и может появится то, что кажется не очень сюда подходит. Но оно как раз очень сюда. Это очень важно.

  5. Бессознательное психолога-Сознание клиента. Это для нас как психологов опасная зона. Это то, что мы не заметили и всё же отыграли. Это нормально, такое может быть, это часть процесса. Иногда нам клиент может это вернуть. Каким образом? Он может сказать, что у меня такое ощущение, что вы меня за что-то осуждаете, как-то не поддерживаете мой выбор, например. Вполне вероятно, что эта реакция могла внутри нас возникнуть. И мы могли не заметить, не осознать. А значит с этим не поработали. Значит в таком месте останавливаемся и идем в эту тему, спрашивая- Почему вам так показалось? То есть как-то эту тему разбираем дальше. И когда человек рассказывает про то, что здесь и сейчас произошло, мы можем задать следующий вопрос: - На что это похоже? Это я как будто бы как кто? И мы начинаем работать с переносом таким образом. Дальше это рассмотрим.

  6. Бессознательное клиента- Сознание психолога. Это невербальная информация(жесты, мимика, интонация). Это передача состояний. Когда мы сознательно начинаем что-то такое чувствовать, а оно не понятно откуда к нам пришло. Нам человек об этом не говорил ничего, это из бессознательного клиента, оно передалось нам в сознание, мы это осознали. И по всем этим каналам идут реакции: переноса, контрпереноса

  Перенос(трансфер)-психологический феномен, который заключается в бессознательном переносе ранее пережитых, особенно в детстве, чувств и отношений, проявляющиеся к одному лицу, совсем на другое лицо. Например, то, что клиент чувствовал к маме он начинает чувствовать к психологу.

 Был замечен перенос и описан Зигмундом Фрейдом, показывающий его первостепенную важность для понимания клиента в психоанализе. Сначала он считал это помехой работе, потом он это пересмотрел и начал считать важным инструментом, благодаря которому и происходят изменения.

 На данный момент мнения расходятся. Краткосрочные подходы вообще с этим не работают. И это может быть одной из причин, почему не удается достичь глубинных, устойчивых результатов и закрепить их. Есть психологи, которые это считают практически единственным инструментом. Есть кто-то, кто считаем это одним из важных инструментов. Как показывает практика, работа с передачей внутренних состояний, переносом, контрпереносом- дает самые скачкообразные, быстрые и устойчивые результаты.

 Контперенос- перенос, возникающий у терапевта на клиента. Считается, что правильная интерпритация контрпереноса также важна в ходе работы. Эта интерпритация может быть как внутри психолога(когда мы осознаем и для себя внутри это объясняем), так она может быть озвучена и клиенту. То есть и так и так это может быть. Так как процесс переноса является большей частью бессознательным, клиент не воспринимает различные источники переноса и связанные с ним фантазии, установки и чувства. Это про то, что человек не понимает это, это бессознательно.

 Феномен переноса проявляется неожиданно для субъекта и может вызвать состояние дистресса. Исходными фигурами, с которых переносятся такие эмоциональные паттерны чаще всего являются родители.  Но не редко в качестве источника переноса выступают братья, сестра, бабушки, ддедушки, учителя, врачи, а также герои из детства. Родители- это такие сборные персонажи внутри нас. Перенос возникает в любых других отношениях тоже(не только в рамках кабинета с психологом).

 Еще важный момент, перенос понятие динамическое. Потому аналитик может репрезентировать разных людей из прошлого аналитика. То есть сегодня на вас клиент переносим маму и начинает отыгрывать то, что было с мамой, потом вы это проработали, и на следующий этап работы вы уже становитесь папой и вот что-то с папой происходит. Потом становитесь сестрой, потом еще кем-то, то есть это может меняться. Может быть только один перенос, либо он может меняться, то есть может быть по-разному. Это явление тоже есть.

 Не все реакции на аналитика являются переносом, некоторые из них возникают в ответ на его установки или актуальное поведение, то есть мы тоже должны это иметь ввиду. Некоторые реакции клиента-это его сознательная реакция на нас как на человека. Это тоже может быть. Взрослая реакция.

 Какие виды переноса могут быть?

  • согласующиеся и

  • комплементарные(дополнительные)

Согласующиеся. Это когда психолог чувствует то, что чувствовал клиент рядом со значимыми фигурами в детстве. То есть, например, клиент ваш боялся папу, до дрожи в коленках, и вот эту дрожь в коленках вы будете чувствовать на сессии перед клиентом.

Комплементарные(дополнительные). Когда психолог чувствует по отношению к клиенту то, что чувствовали его родители(в широком смысле слова, например, бабушка, дедушка, кто угодно). Например, у родителей вызывала ярость какая-то жизненность клиента, когда он много говорил, становился эмоциональным и вы будите тоже это чувствовать. Что его слишком много.

 Перенос, контрперенос включается там, где были нездоровые отношения, где остался эмоциональный заряд. Поэтому переносится какое-то нездоровое чувство(сильно позитивное или сильно негативное).

Мы должны смотреть на своих клиентов, на себя, родителей, супругов понимая, что есть здоровая часть и есть больная.

Например, нарциссическая часть, мазохистическая и т д. Это просто как часть. Профессиональным языком- есть радикал. Внутренний мир клиента- как большая Планета Земля, а эта часть-нездоровый остров. И ваш клиент время от времени будет попадать на этот остров. Но это только остров. Это очень важная граница внутри. И вы будете это восприятие передавать своим клиентам и они смогут в первую очередь принять своих родителей, как есть, не идеализируя, не обесценивая, не идя в полюс, что все только хорошо или только плохо. Потому что и то и другое их связывает намертво с родителями. И человек дальше не может двигаться никуда в жизни. А это восприятие, что есть здоровая часть, а есть больная часть-это может уложиться одновременно в голову. Почему происходит это разделение? В детстве ребенок не понимает, вот здесь мама хорошая, вот здесь мама ужасная, и вот это вместе не уживается, то есть слишком сильный разрыв. И мы в терапии это сращиваем. И эта идея, концепция, что есть здоровая часть, а внутри этот больной островочек, она помогает это внутри сложить в одно и происходит сепарация, к которой мы все стремимся.

 Есть такое понятие как НЕВРОЗ ПЕРЕНОСА. Это термин, который обозначает достаточно острое включение переноса, контрпереноса. Когда это начинает достаточно интенсивно происходить в отношениях.

Какие еще классификации переноса есть? Некоторые авторы делят перенос на отцовский, материнский, сестринский и т д, зависит от первоначального объекта. Перенос также может быть объектным или нарциссическим, в зависимости от того, вопринимает ли пациент своего аналитика, как внешний объект или рассматривает его как часть самого себя. Перенос может быть также позитивным или негативным. Например, вопринимает вас клиент как позитивную фигуру или как негативную. Позитивный перенос важен, чтобы сложился наш терапевтический альянс, чтобы мы сработались, чтобы человек смог довериться и пойти к нам. Перенос может быть эротическим. Это бывает, если клиент и психолог разного пола. И действительно важно эту границу не переходить. Такие отношениями клиенту могут нанести травму.

 Посредством переноса, как правило, клиент передает довербальный опыт. Это то, что еще не оформлено словами. Про то, что клиент ещё не может рассказать словами и он это передает таким образом, без слов(телепатически), и мы должны это расшифровать, понять, как-то назвать словами, и тогда этот опыт перестанет быть “непереваренным” куском внутри. Клиент его переварит и где-то по своим полочкам разложить внутри.

 Этот довербальный опыт может восприниматься как то, что “ничего не понятно”, не могу понять, про происходит и это тяжелые переживания. И мы должны понимать, что таким образом на сессии поднимается какой-то невербальный опыт, какое-то сообщение, которое не может быть оформлено словами и нормально рассказано, оно таким образом вам передается. Это состояние клиента. Он не понимает, что с ним и точно также себя чувствовала с ним его мама. Скорей всего у неё не было хорошего психологического контейнера  и она не понимала, что делать с этим состоянием. И от этого она скорей всего защищалась, то есть становилась:

  • либо вторгающейся(тревожной мамой). Что с тобой? Я знаю за тебя, что тебе надо и т д

  • либо становилась отстраненной, холодной, дистантной.

Либо то, либо другое, всегда эти два полюса мы должны помнить. Или как бывает чаще всего, то и другое вперемешку. И нам на сессиях захочется сделать то же самое. Например, когда мы стремимся всё разложить по полочкам, мы по-сути убегаем от тревоги, которое рождается от не понимания. И это было с вамим клиентом с его родителями и из-за этого у него могут быть проблемы и этот опыт мы с ним не повторяем. То есть мы должны выдержать этот хаус. Когда непонятно. Это дает клиенту очень многое. Клиенту становится легче.

  Если мы будем работать только с вербальной частью, то есть с тем, что нам клиент говорит, мы далеко не продвинемся. То, что клиент рассказывает- это верхушка айсберга. Поэтому мы максимально стараемся услышать невербальную информацию, которая идет через наши состояния. Поза, мимика, интонация- это только дополнение. Самое основное- это наши состояния и те отношения, которые у нас складываются с клиентом.

 То есть, человек внутренние фигуры проецирует на других людей, повторяются негативные сценарии, а мы человеку даем другой опыт, проживаем другой опыт и у человека меняется всё. Меняется всё только через другой опыт. Например, у человека есть внутри некий объект, условно мама и он эту маму перенес на нас(кусочик мамы). Например, какая мама? Мама, которая завидует и за успехи, проявление силы нападает на ребенка. Вот такой кусочек мамы человек перенес на психолога. Если психолог не знает то, о чем мы сейчас говорим, он на это не обращает внимание и начнет это отыгрывать.

 Например, приходит клиентка на сессию, делится, что ее доход увеличился в 7 раз. Дальше она рассказывает о проектах и говорит про то, что устает, где-то не хватает времени на личную жизнь.  В этот момент психологу может захотется увести клиентку в сторону того, что ей больше надо отдыхать. О чем это? Это о маме клиентки, которая видела ее такой слабой. Мама была очень тревожной и клиентка была слабой по сравнению с другими детьми. Такой внутри образ мог быть у ее мамы. Мы должны ловить этот перенос! Осознать его и мы можем его проговорить. И это влияет на хорошие результаты у клиентов.  Что произошло в этом примере? Внутри клиентки жил какой-то объект, вот такая мама, которая считала ее слабой и если она проявляла силу, мама это гасила(нет, нет, ты слабая и т д). Этот кусочек был перенесен на психолога. И что происходит дальше? Мы можем это не заметить и отыграть по ее старому сценарию и тогда в жизни тоже этот сценарий повторяется. Как будто бы маме надо что-то постоянно доказывать, разыгрывать сценарий. Брать на себя очень много и действительно чувствовать себя несправляющейся. Если это не обсудить, клиент будет дальше в реальной жизни постоянно доказывать, что она сильная, а чувствовать себя слабой. Когда мы это увидим, вместе обсудим, клиент получит новый опыт. И внутри поменяется объект, вот эта мама, которая так поступает. Каким образом происходит терапия? Меняется этот объект внутри клиента и все. Эта мама изменилась и дальше пойдет по-другому.

 Перенос происходит постоянно. Фрейд говорил по этому поводу: “ Мы можем встретить того человека, который есть уже у нас внутри”.  И когда этот человек внутри меняется, объект меняется, через получение другого опыта с терапевтом, тогда во вне приходят другие люди или те люди, которые есть, они поворачиваются другой стороной(здоровой частью).

Какие самые распространенные контрпереносные реакции мы можем испытывать?

  • агрессия, раздражение, ярость

  • жалость

  • обесценивание

  • идеализация

  • ощущение, что меня обесценивают, нападают, унижают

  • желание самой напасть, что-то доказать клиенту

  • конкуренция

Такие реакции могут быть. Мы это можем либо отыграть, например, начнем доказывать, спорить, жалеть и т д. Либо можем осознать и тем самы изменить этот сценарий.

 Как мы работаем с переносом, контрпереносом? Конечно, же осознанием. Это универсальный инструмент на все случаи жизни и он всегда работает.

 Второй шаг, мы можем проводить связи между переносом и прошлым. Для того, чтобы человек смог от этого сепарироваться, отделиться, отсоединиться от этого сценария. Мы задаем вопросы:

Происходило ли с вами что-то подобное?

Это похоже на то, что например, было у вас с мамой? и т д

Было ли у вас похожее с другими людьми, ситуациями? Если да-расскажите. Это стоит делать тогда, когда нет сильной эмоции. Если клиент говорит с эмоцией, например, что мы его не понимаем. То сначала выясняем про наши отношения ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, только потом переходим к прошлому. А то клиент может подумать, что мы его проигнорировали, не поняли.

 Бетти Джозеф(в статье о переносе) говорит о том, способен ли пациент в переносе обнаружить объект, если никогда в младенчестве не имел его(то есть способен ли человек сделать позитивный перенос на психолога, если этого объекта не было в детстве). Она пишет: я сомневаюсь. Он пойдет психотической трапой один. Он не будет искать помощи. Нет этой идеи в голове, что кто-то может меня любить и мне помочь. Но, что мы можем сделать, прослеживая движение развитие конфликта в переносе, оживить чувства. Против которых сформировались защиты на глубинном уровне, или которые были пережиты мимолетно. И мы укрепим эти связи, работая с переносом. Это о том, что сам факт того, что человек к вам обратился, говорит о том, что есть внутри кусочек этого хорошего родителя. Он есть и нам важно оживить эти чувства, против которых сформировались защиты на глубинном уровне. То есть против хороших чувств внутри еть очень мощные защиты. Возможно, что-то очень болезненное было связано с хорошими чувствами. Очень рано- любовь, привязанность была предана, прервана. Как-то ребенок это так переживал. И сформировались защиты. Но вот это образ хорошего родителя внутри есть. И мы одним знанием -это уже оживляем. Нам важно это знать. Когда мы вовлекаемся в это  начинаем воспринимать-о боже, какой ужас-мы не помогаем, мы вредим. И вот эта идея про то, что если человек пришел в нам, значит где-то внутри есть опыт, что другой человек его любит, помогает ему. Пусть кусочек, обломочек этого, но он есть. И когда мы это знаем, мы начинаем этот образ оживлять, просто своим знанием. Эти защиты, против хороших чувств, они одновременно блокируют в жизни клиента все то хорошее, что могло бы с ним быть.  Это одни и те же защиты, одно и то же сопротивление. Мы для клиента становимся тоже таким объектом, который он тоже забирает себе вовнутрь, как в детстве. И вот такой новый опыт мы дадим, так человек внутрь себя и возьмет это. Человек интроецирует такую реакцию и сможет так тоже поступать.

 Фрейд рекомендовал и эта рекомендация работает до сих пор и нам важно её придерживаться. Он писал о том, что аналитик должен слушать своего клиента со свободно парящим вниманием. Это про расслабление. Это не про то, что мы должны вникать в каждую буковку и стараться всё по полочкам разложить-это про свободно парящее внимание, это про расслабление. Это один из ключевых моментов успешной терапии. То есть мы должны быть максимально расслаблены. И точно также мы говорим об этом клиенту. И также говорим про метод свободных ассоциаций, чтобы клиент говорил всё, что ему приходит в голову. Это тоже про расслабление.

 Если мы обратимся к более современным исследованиям, это то же самое о чем пишет тот же Джо Диспенза в книге “Сила подсознания”, про то, что когда мы расслаблены, это та частота, где ослаблены наши психические защиты. Психика становится более пластичной, а значит изменения идут гараздо быстрее.

 Анна Райх по поводу переноса, контрпереноса пишет о том, что аналитик должен превратить свое собственное бессознательное в орган, восприимчивый к информации, передаваемой бессознательным пациента. Он должен присоединиться к пациенту, как телефонная трубка. То есть идут какие-то волны и есть средство, которое преображает это в понятный нам звук, слова. Вот мы таким образом работаем.

 Про границу между анализом и отыгрыванием(отреагированием). Мы можем либо анализировать, либо отыгрывать. Отыгрывается все то, о чем невозможно говорить. Всё, что неосознанно, всё, что довербально, это всё отыгрывается, по-другому этот материал никак не может проявиться. Но он должен проявиться, для того, чтобы ваш клиент освободился, иначе он останется внутри. Например, здоровый человек говорит: ”Я так зол на тебя, что готов тебя убить”.  Больной берет и убивает. В этом разница. Второй вариант-это вариант отыгрывания, это то, когда нет слов, есть действия. Тот же Фрейд говорил о том, что человек, который первым бросил ругательное слово вместо камня стал творцом цивилизации.

 Переваренный, вербализованный опыт может быть сказан. Точно также будут себя вести клиенты. Чем больше у вас будет доверия, чем клиент целостнее, он сможет сказать, например, меня раздражают ваши интерпритации, они не к месту, например. Это первый тип доверия. Второй тип поведения, когда клиент начинает опаздывать, переносить сессии, отменять сессии, что-то еще ДЕЛАТЬ. Тем самым показывая вам что-то, передавая вам какое-то сообщение. Это и есть отыгрывание. Мы всегда, конечно же, стремимся к первой позиции, к пониманию, осознанию, анализу и держим в фокусе вопрос:

Не отыгрываю ли я что-то сейчас с клиентом?  Особенно когда возникает внезапный импульс. Хочется что-то порекомендовать, проинтерпритировать. Потому что контрперенос всегда подразумевает, что существует тенденция к отреагированию, отыгрыванию.

Еще один вопрос, который мы можем задать себе внутри:

О чем мне хочет сообщить клиент? своим поведением, своими действиями или своим рассказом о других людях?

Например, клиент может начать сессию рассказом о том, что домработница плохо протирает полки. Можем прямо спросить:

Вы считаете, что я плохо протираю полки, плохо с вами работаю?

То есть когда человек рассказывает нам некую историю про отношения- это и про наши отношения тоже. Это тоже важно иметь ввиду.

С уважением психолог Евгения Порошина.

Тех, кто хочет на практике изучить эту тему, приглашаю в Европейскую Школу Коучинга! Полная программа обучения-здесь.

Также я провожу личные консультации по скайпу и в Москве,

запись в разделе-контакты

И приглашаю 27 января на живой семинар в Москве, где мы подробнее разбирем базовые навыки психолога, коуча.

Запись на семинар-здесь.

 

#ЕвропейскаяШколаКоучинга #ШколаКоучингавМоскве #ЕвропейскаяШколаКоучингавМоскве #курсыпопсихологии #курсыпокоучингу #курсыпопсихологиивмоскве #курсыпокоучингувмоскве #коучинг #психология #психотерапия #глубиннаяпсихология #аналитическаяпсихология #психоанализ #эффективныйкоучинг #глубинныйкоучинг #коучингиглубиннаяпсихология #коучпсихолог #коучпоскайпу #коучвмоскве #психологпоскайпу #психологвмоскве #психологевгенияпорошина #коучевгенияпорошина #коучдляруководителей #секретыпсихологов #секретыкоучей #статьипопсихологии #перенос #контрперенос о#сновныеинструментыпсихолога #основныеинструментыкоуча #базовыенавыкипсихолога #базовыенавыкикоча

 

Сайт Школы Психологии Кристины Кудрявцевой- здесь. Заходите, смотрите. Рекомендую также обучение у Кристины.

Сама по многим программам у нее прошла обучение. В своей школе коучинга, в обучающей программе,

именно лекции по психологии использую лекции Кристины. Кристина, благодарю за профессионализм!