Нецелостные образы. Как психолог, коуч работает с образами клиента?

   Добрый день, сегодня поговорим про работу с образами.

   Часто, может быть так, что человек приходит к психологу, коучу и есть как будто бы  нецелостный образ самого себя. Это касается вопроса про самооценку. Как в анекдоте, про то, что комплекс неполноценности ходит в паре с манией величия. То есть психолог, коуч всегда задает себе вопрос:

  • А где 2-й полюс?

  То есть, если есть комплекс неполноценности, то обязательно есть грандиозный полюс. Это про нецелостный образ себя. Мы всегда где-то посередине. То есть наша задача в терапии исцелить образ, сделать его целостным.

  Нецелостные образы всегда существуют в паре. Например, "плохая" мама и "запуганный" ребенок. Поэтому невозможно изменить внутренний образ мамы, не меняя образ ребенка. Эту пару важно видеть! Должен быть сознательный фокус. Например, клиент рассказывает про ужасную маму, мы можем спросить:

  • А какой(ая) Вы рядом с ней?

  Прототип всех негативных пар- это пара:

  • Жертва-Агрессор.

   "Одежда" разная, а суть одна, можно так сказать. Надо видеть эту пару и исцелять, соединять Жертву с Агрессором. То есть, когда образ нецельный, то кажется, что как будто Жертва отдельно, Агрессор отдельно. Наша задача- это собирать. Показывать, что это 2 стороны одной медали.

   Как мы исцеляем, делаем образы целостными?

  1. Идея о передаче внутренних состояний(когда есть сильное разделение на Жертву и Агрессора). Когда мы говорим клиенту про это, сама это идея помогает исцелить образ. Если нас человек провоцирует на сценарий: Жертва-Агрессор, мы может отсоединиться, не погружать в себя, например, Жертву. Понимая, что, например, человек делает "больно", потому что ему больно. Да, мы не терпим, но и не погружаем эту Жертву внутрь себя. То есть не чувствуем себя жертвой. То есть мы видим Жертву и эту боль внутри Агрессора. И отдаем человеку эту Жертву обратно. Это его кусочек психики. Это соединятеся, Вот он Арессор, но он же и Жертва.
  2. Сединение Жертвы-Агрессора. Осознаем и принимаем своего Агрессора(это работа с Тенью)
  3. Осознаем свои разновидности пары: Жертва-Агрессор. Проводим параллели с СЕЙЧАС и с ПРОШЛЫМ. Где, когда, с кем Вы переживали подобное? +осознание, от кого эти образы достались человеку. На кого это похоже? Кто рассказывал такие истории?
  4. Вырабатываем способы отсоединения. Как Вы можете по-другому отреагировать в следующий раз? (то есть заранее моделируем как можно отсоединиться).

   Как мы еще работаем с образами?

  1. Описываем образы, разархивируем ту информацию, которая заложена в образе: ОБРАЗ СЕБЯ, БЛИЗКИХ. Откуда Вы узнали, что Вы такой(ая)? Этим вопросом мы закладываем зернышко, что может быть его образ нецелостный, однобокий. Таким образом мы как будто бы "расшатываем" эти образы. "Зернышко" в свое время прорастет. Задаем вопросы, например: Какая Ваша мама? Откуда у Вас появилась такая мысль? Один этот вопрос уже делает хорошую терапевтическую работу внутри человека.
  2. Наше воображение. Наша задача-тренировать воображение. Где воображение, там и энергия. Учим управлять ВОПРИЯТИЕМ, а значит-жизнью. Если клиент не будет это делать, то уйдет в негатив, так как это генетический механизм, нацеленный на выживание. Например, человек пришел в стрессе и он захвачен внутренними фигурами, учим его управлять своим воображением. Наша задача-эту хаотичную, деструктивную энергию переработать в некий порядок, гармонию. Это постоянный процесс, как ВДОХ и ВЫДОХ. То есть эта внутренняя трансформация, перенастройка себя на позитив(переструктурируем энергию, перенаправляем внимание).  Это наша зона ответственности. Так как при автивации травмы или в сильном стрессе, человек может на некоторое время потерять контроль. Наша задача, чтобы человек мог "переключать" свои состояния.

  Существует 2 вида ВООБРАЖЕНИЯ:

  • активное(направленное) и
  • пассивные фантазии(то, что "залетело" в голову). Эти фантазии могут быть как приятными, так и неприятными. Они дают полезный материал для понимания бессознательного материала, например, комплекса. И понимание, где застряла энергия  и почему нет развития и т д. Мы также исследуем, по каким архетипическим сценариям направляется энергия. Это дает возможность эту энергию перенаправить. Конечно, пассивные фантазии нас защищают. Можем попросить клиента дофантазировать продолжение. Это техника и для работы со страхом и т д. Спрашиваем: А что дальше? Так как психика фиксируетс на какой-то фантазии, сцене. И этот вопрос выводит энергию из замкнутого круга. И начинается самоисцеление. Когда мы умеем интерпритировать фантазии, мы можем увидеть ВЫХОД. Например, в фантазии была смерть Бога, условно, мы можем это интерпритировать как сепарацию и возможность создать отношения с реальным мужчиной. Верная интерпритация ускоряет процессы. Можем задавать вопросы: Что бы Вы хотели изменит в этой фантазии? Как бы Вы хотели ее достроить? (с активной позиции). Таким образом мы как-то расконсервируем эту ситуацию. Можно взять внутреннее состояние из фантазии и провести параллель с реальностью. Где, с кем Вы себя чувствовали похожим образом?

  Как мы работаем с активным воображением? активное воображение=целенаправленное внимание

  Можно сказать, если мы умеем управлять своим воображением, то мы умеем управлять миром(по крайней мере, своим)).

  Как мы работаем с образами при помощи воображения?

  1. Переводим информацию из других форм кодировки в образы. Например, ощущению в теле даем образ и "вытягиваем" ассоциации.
  2. Можем клиенту предложить побыть 2 минуты с образом. Что происходит? Что Вы хотите изменить в этом образе? (тренируем навык удерживать внимание на этом образе).
  3. Исцеление образа. Нецелостный образ, можно сказать, это как отколовшийся кусочек души, который хочет быть принятым. Представьте человека, с которым, например, есть конфликт. Подумайте, что ему не хватает? (любви, внимания)Какого чувства, состояния?  И даем образно это. Смотрим на изменения.
  4. Говорим клиенту о том, что если мы злимся на человека, то условно- мы отдаем ему энергию, наше внимание там. Мы на этого человека спроецировали какой-то внутренний образ. Можно символически представить, что мы закрываем дверь перед этим человеком. Можем задать вопрос: Как Вы можете перенаправить свою энергию? Что этот образ хочет получить? Зачем он внутри возник?
  5. Техники трансформации. Негативное переживание трансформируем. Негативное чувство-это хаотичная энергия. Позитивные чувства-это упорядоченная энергия. Задача-сознательно упорядочивать эту энергию. Из негатива берем ресурс(диссипативные структуры). Можем сказать, представьте волшебную палочку и т д.

   Про проективную природу нашей психики. Все истории клиента несут отпечаток его внутреннего мира, +мы можем попросить нарисовать что-то и т д-это все также отражает его внутренний мир. Всё это несет информацию про бессознательные процессы. Задача психолога, коуча уметь это интерпритировать.

С уважением, психолог Евгения Порошина.

 

Сайт Школы Психологии Кристины Кудрявцевой- здесь. Заходите, смотрите. Рекомендую также обучение у Кристины.

Сама по многим программам у нее прошла обучение. В своей школе коучинга, в обучающей программе, именно лекции по психологии использую лекции Кристины. Кристина, благодарю за профессионализм!