Контейнирование и Отыгрывание. В чём отличие?

КНИГИ для самостоятельного изучения этой темы(авторы):

  • Дональд Винникотт
  • Уилфред Бион
  • Патрик Кейсмент

   Контейнирование- один из базовых концептов в психологии. И сколько авторов, столько и мнений, точек зрения. Здесь постараемся посмотреть на разные стороны этой темы. Патрик Кейсмент заговорит о том, что Контейнирование заключается в том, что когда другой принимает наши чувства, не отвечая на них напрямую из своих эмоций, а так, как он сам обладает, как предполагается способностью контейнировать свои чувства, то может помочь нам разобраться и в наших. В детстком возрасте нам необходимо обнаружить, что есть значимые другие, особенно родители, которые способны справиться с тем, с чем мы в себе пока ещё справиться не можем. К числу таких вещей относится:

  • наш гнев,
  • наша диструктивность,
  • наша ненависть

  Если наши родители не в состоянии обеспечить такое контейнирование, мы вероятно будем стараться найти его у других. Но если мы не найдем нужного нам контейнирования и у других, то скорее всего мы вырастим с убеждением, что в нас есть нечто такое, чего чересчур много для кого угодно. Здесь мы с Вами видим, что Контейнирование- это, по сути, процесс обратный ОТЫГРЫВАНИЮ.

  То есть Патрик Кейсмент пишет о том, что контейнирование- это когда другой отвечает нам не напрямую из своих эмоций. То есть если, например, другой человек Вас разозлил, вызвал злость, Вы можете ответить из этой злости каким-то образом(тоже накричать в ответ, или сказать какую-то колкость или обидеть, или промолчать и т д, то есть выдать какую-то реакцию из этой эмоции). И тогда это будет отыгрывание. Либо Вы можете сконтейнировать, а это значит свою эмоцию попробовать ПОНЯТЬ что происходит. Понять, что вызвало мою эмоцию, откуда она пришла и т д. То есть у Вас есть способность размышлять над своей эмоцией во время её возникновения. Вот это, по сути, и есть КОНТЕЙНИРОВАНИЕ.

  Контейнирование- это способность к выдерживанию различных видов психической энергии, таких как эмоции, напряженные инстинктивные импульсы и многое другое. Само слово "контейнер" понятно для всех. То есть это некий сосуд, куда что-то можно поместить и какое-то время там хранить, что-то с этим делать. Например, есть просто вода и есть вода, которая помещена в бутылочку, с ней можно что-то делать, мы можем ее в какое-то место поставить, в какое-то место перенести, кому-то отдать, можем выпить, продать и т д. То есть можем что-то с этой водой сделать. Вот таким вот образом контейнирование позволяет управлять своей психической энергией.

  В психоаналитической теории процесс контейнирования связывают с двумя именами:

  • Дональд Винникотт
  • Уилфред Бион

  Это два известных психоаналитика, которые развивали эту концепцию, описывали эти процессы. И все последующие описания базируются на работах этих двух авторов. Д.Винникод называл этот процесс холдингом(от анг.слова -держать, удерживать).

   В детстве через отношения со своей матерью ребенок получает структуру своего собственного мыслительного аппарата, который позволит ему быть все более и более независимым, то есть он со временем приобретает способность осуществлять функцию контейнирования самостоятельно. Но развитие может пойти и ложным путем, если мама реагирует тревожно, не понимая, что случилось с ребенком. Тем самым она устанавливает слишком большую эмоциональную дистанцию между собой и плачущим ребенком.  Таким образом мама отвергает те переживания, которые ребенок хочет эвакуировать(то есть она не принимает это в себя и не говорит ребенку, не называет, что с ним происходит и он с этим остается). Ещё хуже ситуация складывается в том случае, если мама чрезвычайно тревожная сама по себе, и возвращает обратно ребенку не только его немодифицированную тревогу, но  и эвакуирует в него свою тревогу. Она использует его как хранилище для своих непереносимых душевных содержаний или может пытаться поменяться с ним ролями, стремясь быть самой контейнированной в ребенка. В тяжелых случаях вместо мыслительного аппарата развивается психотическая личность. Контейнирование помогает ребенку образовывать мыслительные представления, понимать свои эмоции и декодировать их. Это позволяет ребенку быть толерантным к отсутствию какого-либо значимого объекта и последовательно укрепляет его способность переносить фрустрацию.

 

С уважением психолог Евгения Порошина.

Тех, кто хочет на практике изучить эту тему, приглашаю в Европейскую Школу Коучинга! Полная программа обучения-здесь.

Также я провожу личные консультации по скайпу и в Москве,

запись в разделе-контакты

И приглашаю 27 января на живой семинар в Москве, где мы подробнее разбирем базовые навыки психолога, коуча.

Запись на семинар-здесь

 

#ЕвропейскаяШколаКоучинга #курсыпокоучингу #эффективныйкоучиг #глубинныйкоучинг #коучингипсихология #тренингивмоскве #коучингвмоскве #коучпоскайпу #коучвмоскве #психологпоскайпу #психологвмоскве #психологевгенияпорошина #коучевгенияпорошина #коучпсихолог #опсихологиилегко #глубиннаяпсихология #психоанализ #психология #психотерапия

 

Сайт Школы Психологии Кристины Кудрявцевой- здесь. Заходите, смотрите. Рекомендую также обучение у Кристины.

Сама по многим программам у нее прошла обучение. В своей школе коучинга, в обучающей программе, именно лекции по психологии использую лекции Кристины. Кристина, благодарю за профессионализм!