Искусство задавать ВОПРОСЫ

Базовые вопросы коучинга

   Кто-то однажды сказал о том, что: «Коучинг– это искусство задавать потрясающие вопросы». И это действительно так. Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск клиента, выводили его из тупиков, открывали бы видение новых возможностей и вели к озарениям и инсайтам–это сердце коучинга. Как вы помните из принципов коучинга, основная задача–помочь клиенту найти ответы и принять решения, которые необходимы для достижения цели. Коуч поддерживает клиента в его собственном осознании и использует приемы, которые создают инсайты и открывают возможности, которые раньше клиент не замечал. И основной прием коучинга– это эффективные вопросы.

   Есть 3 основных вопроса на пути к достижениям и воплощению любого проекта. Суть работы коуча заключается в том, чтобы помочь клиенту найти ответы на эти вопросы, чтобы человек осознавал:

3 основных вопроса коучинга:

  1. Чего я хочу? И как я пойму, что достиг желаемого результата?
  2. Почему для меня это важно?
  3. Как я смогу этого добиться?

  Данные 3 вопроса являются самыми общими и универсальными инструментами в арсенале коуча. Другие вопросы и приемы коучинга конкретизируют и расширяют 3 этих вопроса. Очень часто клиент приходит с нечетко сформулированными целями, и в процессе первоначального разговора коуч может потеряться, а что же он на самом деле должен делать. Данные 3 вопроса помогают коучу организовать свою работу. Эту схему удобно применять в самом начале работы, для определения «большой» цели клиента– цели, которую он хочет достигнуть в результате всей серии коучинговых сессий. С ней можно также сверяться во время промежуточных сессий, чтобы понять, что уже сделано, а что еще предстоит сделать. Ее можно также использовать и для работы с «маленькими» целями клиента –целями одной сессии. Наконец, коуч может и должен использовать ее перед началом каждой сессии для себя лично. То есть он должен ответить себе на вопросы:

  • Что я хочу получить для себя в этой сессии? Как я смогу узнать, что получил желаемый результат?
  • Как я смогу этого добиться?
  • Почему для меня это важно?

   Ответы должны быть конкретными. Это поможет ему поддерживать ресурсное состояние в течение сессии и по ее окончанию чувствовать комфорт и мотивацию на дальнейшую работу. Остановимся более подробно на этих вопросах коучинга.

Первый и самый важный–это «Какова Ваша цель? Какова Ваша задача?» С этого начинается работа коуча, и выяснение этого вопроса может занять несколько сессий.

Ответ на 1-ый вопрос помогает создать ВИДЕНИЕ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА. Это дает вдохновение клиенту, желание начать действия по достижению цели. Это также помогает найти ему точку отсчета–куда я хочу прийти, где я сейчас по отношению к этому результату, в каком направлении мне нужно двигаться.

ЧТО Я ХОЧУ?

  • Какой результат будет самым наилучшим для меня?
  • Как я пойму, что достиг желаемого результата?
  • Что будет для меня результатом на 10 из 10?
  • А где сейчас я нахожусь относительно 10-ки, если измерить по шкале от 1 до 10?

  Конечно, даже если мы знаем, куда хотим прийти, то не факт, что дойдем. Даже если все сделано правильно, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Но если мы не знаем, куда хотим прийти, то факт, что не дойдем. А даже если и дойдем, то мы все равно об этом не узнаем, поскольку не знали, куда собирались идти. Как в анекдоте:

Посетитель в кафе: «Скажете, пожалуйста, это чай или кофе?»

Официант: «А Вы что не различаете?»

Посетитель: «Нет».

Официант: «Тогда какая Вам разница?»

  Итак, цель должна быть сформулирована конкретным, позитивным образом. В процессе прояснения и конкретизации цели она может трансформироваться, под первоначальной целью могут скрываться другие, более глубокие–как в матрешке. На Западе этот эффект так и называют «эффектом матрешки». Задавая эффективные вопросы и используя другие методики, коуч помогает клиенту ставить хорошо сформулированные цели, что становится фундаментом для дальнейшей работы.  На этом этапе также необходимо прояснить, как именно клиент узнает о том, что он достиг цели? Как это можно измерить? Кто-то может возразить, как можно мерить такие понятия как любовь, счастье и т.д. Но в действительности, все, что не оставляет никаких физических следов в окружающей реальности, является несущественным.

  Коучинг–это прагматическая вещь, которая имеет дело с «материализацией духов и раздачей слонов». Если какие-то возвышенные духовные идеи реализуются исключительно в другом измерении, то клиенту и коуча следует искать в этом измерении.

  Итак, как Вы это измерите–в килограммах, метрах, рублях, минутах или их комбинациях? По внешнему виду, на слух, на вкус, на запах, на ощупь? У Вас пять органов чувств, и любое изменение должно определяться при помощи хотя бы одного из них. Для определения внутренних субъективных ощущений, таких как мотивация, уверенность, энтузиазм, чувство безопасности, успех и т.д. удобно применять такой инструмент, как шкалирование. Он очень прост. Сперва, вместе с клиентом вы определяете, что именно он собирается мерить. Затем вы рисуете вертикальную шкалу–от 1 до 10 и просите клиента отметить на ней свое нынешнее или желаемое состояние. Это очень простой и наглядный метод измерения, который годится для измерения даже самых сложных процессов. Вообще, чем больше визуальных образов вы создаете, тем проще клиенту продвигаться в решении своей задачи. Например, вы можете задать вопрос: «Вы определили свой нынешний уровень уверенности в себе как «5». Какие некоторые из самых лучших шагов Вы могли бы совершить, чтобы поднять этот уровень на одну единицу–до «6»?». Здесь же мы задаем вопрос о том, как ты сможешь понять, что достиг результата. Это очень важный вопрос. Он поможет определить КРИТЕРИИ УСПЕХА.

  Вспомните один из принципов роста и изобилия– изменения происходят постоянно, они неизбежны. Человек всегда будет к чему-то стремиться: то о чем мечтал вчера, сегодня достигнуто и стало чем-то само собой разумеющимся–нормой, и то, к чему стремиться завтра, тоже в какой-то момент станет привычным. Вспомните себя в детстве, ваши желания, которые казались пределом мечтаний. Разве спустя 10 лет вам это было еще интересно? Или вспомните более близкие цели, например то, что было в прошлом году... Уверены, в новом году у вас появились новые возможности и более высокая планка развития! Поэтому очень важно определить критерии успеха, которые помогут четко понять, что желание исполнено, проект осуществлен и дадут чувство удовлетворенности. Если не отмечать достижения, процесс реализации и работы над улучшением своей жизни может превратиться в бесконечность, в рутину.

 Это как линия горизонта, ты идешь вперед, но линия горизонта будет постоянно где-то далеко... Помните о том, что развитие– одна из важных потребностей человека, более высокая по уровню, чем базовые потребности, но столь же необходимая для жизни и здоровья человека.

 Итак, с постановкой цели разобрались. А теперь представьте, что Вы поставили перед собой конкретную цель, все спланировали, добились ее и... оказывается, это не принесло Вам удовлетворения. Такое иногда бывает. Мы думаем, что я куплю вот эту машину, я съезжу отдохнуть вот на этот курорт, я завяжу вот эти взаимоотношения..., но в результате не испытываем удовлетворения. Очень важно, чтобы поставленная цель совпадала с нашими ценностями. Тогда мы будем ощущать внутреннюю мотивацию, сможем дойти до конца, и по достижению цели будем испытывать внутреннее удовлетворение.

Поэтому коуч задает следующий вопрос:

  • Почему для Вас это важно? Что даст вам достижение Вашей цели?
  • Какие перспективы это для Вас откроет?

ПОЧЕМУ ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ВАЖНО?

  • Что дает мне достижение этого результата?
  • Когда я получу желаемый результат, что тогда будет для меня важным?
  • Как достижение цели повлияет на меня и мою жизнь?
  • Какие перспективы и возможности дает мне этот результат в будущем?

  Принципиально важно также ответить на 2-ой вопрос– это вопрос о смысле и подлинной ЗНАЧИМОСТИ и ЦЕННОСТИ намеченного результата. Он также продемонстрирует–является ли цель истинной или нет. Если за этой целью не стоит никакой более глубокий смысл, если это не принесет ничего, кроме внешних результатов и клиент без всякого энтузиазма будет говорить о значимости цели стандартными, шаблонными фразами, скорее всего эта цель является иллюзией, взятым из-вне представлением о том, к чему следует стремиться и что хорошо, правильно в данном окружении. Как только клиент увидел желаемый конечный результат и почувствовал вдохновение и мотивацию по его достижению, возникает 3-ий вопрос. Он касается осознания КОНКРЕТНЫХ ШАГОВ, которые приведут человека к цели, ПЛАН воплощения намеченных результатов. Без знания конкретных шагов человек не сможет сдвинуться с места, и цель останется лишь мечтой, а между желаемым будущим и существующим настоящим появится разрыв, который спустя какое-то время неизменно вызовет тоску и разочарование у клиента. Как минимум надо знать самые ПРОСТЫЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ, с которых человек сможет начать действовать.

  Итак, на 3-ем этапе важно определиться, какую именно последовательность действий необходимо совершить, чтобы достигнуть цели. В результате этого шага Вы должны получить конкретный план действий с конкретными сроками. Для того чтобы физически пройти путь к намеченной цели, необходимо сперва быть способным проделать этот путь мысленно–увидеть, какие конкретные действия вы будете предпринимать. Лучше всего, если это даже будет не какой-то один план, а набор альтернатив. Важно также помнить, что в процессе реализации клиент может скорректировать планы и даже сами первоначальные цели. Удостоверившись, что это так, коуч будет следовать желанию клиента.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ?

  • Какие шаги необходимо предпринять для достижения цели?
  • Что мне нужно для этого?
  • Что еще поможет мне?
  • Как вообще решаются подобные задачи?

Открытые вопросы

  Кто-то дал меткое определению коучингу: «Коучинг–это искусство задавать потрясающие вопросы». И это действительно так. Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск клиента, выводили его из тупиков–это сердце коучинга. Такие вопросы называют открытые. Открытые вопросы–это вопросы, которые предполагают множественные ответы. В противоположность им закрытые вопросы предполагают ответ либо «да», либо «нет».

Открытые вопросы начинаются со слов:

  • «Как?»,
  • «Когда?»
  • «Где?»,
  • «Для чего?»,«Зачем?»,
  • «Кто?»,
  • «Что?».

  Они не оценочные и устремлены в будущее, к новым альтернативам. В этой связи, вопрос, начинающийся со слова «Почему?» часто плохо подходит, так как, отвечая на него, собеседник может пуститься в анализ прошлого, таким образом оставаясь в рамках той же самой альтернативы. С другой стороны, хорошим будет вопрос: «Почему для Вас это важно?».

  Можно «открыть» вопрос еще больше, используя множественное число:

«Каковы могут быть способы?...», а можно даже еще больше, добавив слово «некоторый»: «Каковы могут быть некоторые из лучших способов?...».

Задание 1.

   Приведите пять примеров закрытых вопросов, и переформулируйте их в открытые. Открытые вопросы призваны выводить человека не только из ситуации «да/нет», а вообще из любых бинарных ситуаций. Люди часто оценивают ситуации категорично–либо хорошо, либо плохо; либо налево, либо направо. Однако между черным и белым всегда есть целый спектр градаций серого. Поэтому мы можем пользоваться «шкалирующими» открытыми вопросами. Например, на утверждение, что «данный подход не эффективен» можем спросить: «Какова, по Вашему мнению, эффективность данного подхода в процентах?» И затем: «Какие могли бы быть некоторые из лучших способов поднять эффективность до...?» Другое призвание открытых вопросов –это выводить клиента из ситуаций «выбора без выбора», когда все альтернативы, которые он видит перед собой, приводят к неблагоприятным для него последствиям. Представьте себе классическую ситуацию русского богатыря, чешущего в затылке перед камнем на распутье трех дорог, на котором накарябано: «Налево пойдешь–коня потеряешь, направо пойдешь–денег лишишься, прямо пойдешь–с жизнью расстанешься». Ключевым словом в вопросе будет слово «еще». «Что еще можно сделать?» Вариантов, на самом деле, не три, а великое множество. Можно вернуться назад. Можно поехать вообще без дороги, по полю. Можно оставить коня слуге и пойти налево пешком. Можно построить воздушный шар и полететь. Можно воспользоваться какой-нибудь волшебной палочкой или ковром-самолетом. Можно вообще никуда не ехать, а решить все вопросы, позвонив по сотовому телефону. Это была ситуация, когда все из первоначально обозреваемых альтернатив неблагоприятны. Может быть и другая ситуация, когда каждая из альтернатив содержит в себе что-то привлекательное. В таком случае можно задать вопрос: «Что еще можно сделать, чтобы получить и то, и то». То есть мы разрываем логику «или», переводя ее в логику «и». Кажущиеся противоречия всегда можно разрешить, разнеся альтернативы, например:

А КТО ЕЩЕ МОЖЕТ С ЭТИМ СПРАВИТЬСЯ?

Во времени: «Когда Вам важно получить первое? Когда Вам важно получить второе? Когда еще?»

В пространстве: «Где бы Вы хотели иметь первое? Где для Вас важно иметь второе? Почему для Вас это важно?»

По точке приложения: «Как еще Вы могли бы использовать свое чувство юмора, чтобы оно помогало строить Вам отношения с окружающими?».

МИНИ-СЕССИЯ С 3-МЯ ВОПРОСАМИ КОУЧИНГА

   Проведите в обе стороны мини коуч-сессию, используя 3 основных вопроса коучинга. Время на работу в одну сторону: 10-15 минут. Затем спросите у своего напарника (который был в роли клиента), что для него было самым ценным и полезным в этой мини-коуч-сессии. Дайте друг другу обратную связь: что вы заметили в этой работе, какие вопросы использовались, какие результаты и ощущения вызывал тот или иной вопрос. Затем поменяйтесь в парах. Следите за уровнем раппорта и уровнем слушания, и в конце дайте оценку им.

Желаю  Вам успехов и прекрасных результатов!