Главное открытие Юнга. О чем это для нас?

В этой статье продолжим знакомство с аналитической психологией, рассмотрим такие понятия как

  • коллективное бессознательное и
  • архетипы

Концепция коллективного бессознательного -одно из самых важных открытый К.Г.Юнга.

Как Юнг пришёл к этому открытию? Так как Юнг был психиатром по образованию, он в отличие от Фрейда больше работал не с невротиками(условно здоровыми людьми), а с людьми, у которых были психотические расстройства. И Юнг был первым, кто начал РАЗГОВАРИВАТЬ С ЭТИМИ ЛЮДЬМИ, слушать то, что эти люди говорят.

И что он заметил? В том бреде, который они выдавали, он стал угадывать сюжеты мифов разных народов, ту информацию, которую его пациенты никак не могли знать. Например, был один пациент, который вырос в деревне, у него не было образования и он не мог знать мифы какого-то древнего народа. То есть он не мог это знать ПРИВЫЧНЫМ НАМ ОБРАЗОМ. То есть эта информация не могла попасть к пациенту из вне, через сознание. Никто ему не мог об этом рассказать. И тогда Юнг предположил, что эта информация попадает изнутри!!!(не из вне, а изнутри). То есть из некого общего поля информации, где записан весь опыт человечества. Своё предположение он вынес в научное сообщество, для того времени это было очень смелым шагом. Это было революционным открытием его времени!

И когда Юнг углубился в изучение коллективного бессознательного, он заметил ещё один интересный момент. То, что мифы, сказки, культурные наследия абсолютно разных народов содержать ТИПИЧНЫЕ, повторяющиеся мотивы(впрочем как и судьбы его пациентов). Юнг назвал эти типичные образы и мотивы АРХЕТИПАМИ. В переводе с древнегреческого языка, архетип- это первообраз, оригинал, подлинник, образец.

Мюррей Стайн пишет по этому поводу: ”Для Юнга, Архетип- это первоисточник психической энергии и возникновения психических форм, паттернов. Архетип составляет основной источник психических символов, которые притягивают энергию, структурируют её и ведут в конечном счёте к возникновению цивилизации, культуры. Теория Архетипов принципиальна важна для всей юнговской концепции психического, фактически это её основа.”

Сейчас рассмотрим связь Архетипов и Инстинктов. Всё это имеет практическое применения в работе с клиентами и также при саморазвитии, самопомощи. Юнг связывал Архетипы и Инстинкты. Он видел человека как следующую систему:

  • на одном полюсе: тело(инстинктивное),
  • на другом полюсе: дух и архетипы.
  • А психика- это то, что между. То есть это некий такой вот аппарат, который находится между этими полюсами.

Для Юнга было очень важным включить тело в обсуждение архетипических образов. Для рассмотрения Архетипа с психологической точки зрения необходимо рассматривать его как нечто укоренненное в теле человека. Где он(архетип), переплетается с личной историей и психологическим развитием. То есть Юнг соединял эти два полюса. Инстинкты укоренены в теле и проникают в психику в виде импульсов, мыслей, воспоминаний, фантазий и эмоций. Люди спообны делать ВЫБОР, рефлексировать, предпринимать или не предпринимать действия в связи с так называемыми инстинктами, импульсами. Тогда как другие, например, животные этого не делают. Юнг называет это “нижней” частью человеческого существования(инстинктивная часть). Эта часть контролируется гормонами и демонстрирует навязчивые характеристики, что позволяет некоторым говорить о драйвах(об инстинктивной энергии). Нижняя часть (соматическая часть души) находится под сильным влиянием телесных процессов.

В практической работе психолога, коуча о чем это? Например, если мы видим, что клиент очень долго захвачен опредленными эмоциями, тогда можно предложить ему проверить уровень гормонов. И это будет целесообразно. Это может быть какой-то гормональный сбой. Да, конечно, психика влияет на гормоны, а гормоны влияют на психику, но тем не менее иногда легче “зайти” с тела  и это выровнять. То есть в целом, мы это не исключаем. То есть не всё от психики, надо помнить еще про тело, как говорил Юнг. Тело тоже может давать какие-то сбои и это тоже может влиять на внутреннее состояние нашего клиента.

Другой момент, про инстинкты и волю. Да, инстинкты как биологические составляющие навязывают человеку определенное состояние, можно так сказать. Психическая функция- это функция, которая проявляет некую волю. Например, голод и сексуальность являются соматическими укоренненными влечениями, которые включают в себя высвобождение гормонов. Необходимо принимать пищу и тело жаждет сексуальной разрядки. Но с появлением ВОЛИ возникают ситуации выбора(что поесть, или как удовлетворить сексуальные потребности и т д). Да, конечно, воля не везде всё контролирует, но мы расширяем эти границы. Инстикты в определенной точке теряют контроль над психикой. И для управления энергией вступаю другими факторы, Юнг их называл духовными или архетипическими. Как эту информацию можно практически использовать? Отслеживаем перекосы у клиентов, например, пришел клиент и у него не закрыта материальная история(это не только про деньги, это ещё и про некую реализацию, создание семье, своего дела, какие-то такие вещи). То есть эта тема не закрыта, а человек ушел весь в духовный полюс.

Идем дальше. Как Эго получает энергию?

  • из инстинкта с одной стороны и из
  • ментальных форм и образов(то есть из архетипов)

Дух и инстинкты автономны по природе и оба в равной мере ограничивают сферу действия воли, то есть Юнг нас предостерегает от такого подадания в другой полюс, где мы можем всё контролировать. Нет, есть эти силы, которые Эго не может контролировать. Но Эго может контролировать, перенаправлять энергию, которую получает от этих полюсов. То есть, например, инстинкт продолжения рода даёт энергию идти и искать партнера. Тут вступает Эго и говорит, какого именно парнера хочется.

Инстинкты и архетипы- это как подарок природы каждому. Они одинаковы для всех и для каждого. Здесь мы получаем ответ на вопрос, например, человек говорит, как я могу быть счастливым, если не видел примера от родителей? О чем говорит Юнг, о том, что внутри нас уже есть весь опыт, записано все, что прожило человечество. Да, мы можем не иметь личного опыта, но имеем коллективный опыт. В этом плане это некое пространство образов, сценариев и паттернов, которые мы можем себе выбирать. Да, нас личный опыт держит, и терапия в этом смысле- это про трансформацию, переписывание личного опыта. Но тем не менее, что открыл Юнг про Архетип и Коллективное Бессознательное?- это про то, что у нас внутри есть все паттерны, сценарии. В этом смысле у нас внутри есть разные архетипы, разная энергия и разные пути. Да, личная история освещает нам какой-то путь. Но тем не менее, мы можем этот луч света перенаправить, луч нашего осознания. В этом и состоит выбор. По этому поводу Юнг пишет, что человек владеет многоми вещами. которые он не приобретал, но унаследовал от предков. С этой точки зрения мы не рождаемся чистым листом. Также как инстинкты заставояют птиц мигрировать и строить гнезда, эти инстинкты не заучивались и не приобретались индивидуально. Также и человек несет в себе от рождения первичный план природы, то есть не только его индивидуальной природы, но и коллективной. Лишь индивидуальное сознание испытывает многие вещи впервые в жизни, но не тело(не тело и не бессознательное). Это про то, что мы можем себя представить любым, с любой судьбой(этот опыт внутри есть).

Юнг говорил о таких базовых архетипах как

  • архетип великой матери,
  • отца,
  • ребенка,
  • героя,
  • самости и т д. Всё, что понятно любому человеку на Земле- это архетип.

Здесь остановимся на архетипе героя, так как Архетип Героя- это про наше Эго. Мюррей Стайн пишет по этому поводу: “Герой- это основной человеческий паттерн, присутствующий как у женщин, так и у мужчин, требующий принести в жертву “мать”(это главная задача героя), то есть пассивную детскую позицию. Принять ответственность за собственную жизнь и быть готовым встретиться с реальностью как взрослый человек. Архетип Героя требует расставания с детскими фантазиями и настраивает на активную позицию в отношении реальности. Если бы люди не смогли принять этот вызов миллионы лет назад, они были бы обречены. Для того, чтобы последовательно встретиться лицом к лицу с релаьностью, требуется сделать определенные шаги, принести в жертву желания, стремления сохранить покой и защищенность детства, преодолеть фантизийные мысли, чтобы не потеряться в болезненном и иллюзорном мире, который мало связан с реальностью.”

То есть так видит Юнг и аналитическая психология сепарацию от матери, в таком широком смысле. Если не происходит такой сепарации, то происходит застой энергии и дальше- болезни, депрессии и т д. Тогда можно сказать, что человек совершает грех(как в притче из Библии про таланты, когда один человек зарыл в землю свой талант). То есть юнговская точка зрения про сепарацию более символическая. Например, как предать мать, оставить?- это оставить пассивную детскую позицию.

 

с уважением, психолог Евгения Порошина.

Кто хочет более подробно и практически всё изучить, приглашаю  в школу коучинга, подробнее здесь.

 

другие короткие видео на эту тему:

 

Сайт Школы Психологии Кристины Кудрявцевой- здесь. Заходите, смотрите. Рекомендую также обучение у Кристины.

Сама по многим программам у нее прошла обучение. В своей школе коучинга, в обучающей программе, именно лекции по психологии использую лекции Кристины. Кристина, благодарю за профессионализм!