Лекция 2. Перенос, контрперенос

   Аудио-формат лекции- здесь.

  Добрый день, сегодня мы с вами разберём такие понятия как перенос, контрперенос. Эта тема близка к предыдущей теме, когда мы рассматривали такие механизмы как проекция, интроекция и проективная идентификация.  Так вот, перенос, контреренос- эти явления происходят с помощью этих механизмов. То есть, в предыщущей лекции мы рассмотрели механизмы, сейчас мы рассмотрим в более широком контексте. Но в целом, это такие смежные понятия.

   Что я хочу, чтобы вы вынесли для себя прежде всего из этих тем(ключевое)? Это идея про то, что между Вами как психологом и клиентом создаются определённые отношения. Вы вступаете в отношения со своим клиентом, даже если вы встретились на одну сессию. Всё-равно происходят какие-то отношения, что-то происходит в этих отношениях. И эти отношения содержат все те деструктивные моменты, которые и создают сложности в жизни Вашего клиента. И Ваша задача увидеть эти моменты, осознать. Иногда это стоит интерпретировать, иногда не обязательно или даже не стоит этого делать. Мы об этом будем дальше тоже говорить. Но важно именно такое видение, такой ФОКУС на отношения. На то, что происходит между нами на сессии. Потому что всё, что не осознанно, то будет отыграно, то есть, будет отреагировано, то есть, будет повторение старого. И на Ваших сессиях и в реальной жизни человека, и Вы ему не поможете. Это одна из главных причин, почему нужна долгосрочная терапия. Только при долгосрочном контакте становятся заметны разные нюансы отношений и появляется возможность их проработать.  Для этого, чтобы эти нюансы проявились, нужно время, нужна определённая степень ДОВЕРИЯ. А доверие нарабатывается только долгосрочным контактом. Никак по-другому.

  Также я хочу вам предложить, чтобы вы смотрели на любые запросы вашего клиента- как на запрос про отношения в первую очередь. Например, нет денег- это про отношения, это про отношения с отсутствующим объектом, его нет(и от этого мне плохо, от этого я тревожусь, и от этого у меня какое-то такое состояние).  Или про деньги могут часто говорить, что они появляются как-то случайно и точно также случайно что-то происходит и они ушли. Это какие отношения?  Это когда этот объект, когда хочет уходит, когда хочет приходит(я не знаю, как я на это влияю, это как будто бы не зависит от меня). Это очень перекликается с детскими историями про то, что не понятно, когда родитель в хорошем настроении, он меня любит, когда в плохом настроение- как будто бы не любит. Не понятно ребёнку, например, он пришёл со школы, принёс пятёрку и мама ругается. А завтра, например, ребёнок принёс тройку и всё нормально. То есть, не понятно как это. Это очень тревожные отношения. Если вам клиенты будут рассказывать такие ситуации, обращайте на это внимание, потому что для ребёнка очень важна СТАБИЛЬНОСТЬ. Понимание, что он принёс 5-ку  и это хорошо, 3-ку и это плохо. Это самое важное. Не так страшно, когда ругают, наказывают- это меньшая травма, чем вот эта непонятность, как это происходит(от меня это не зависит). Если ребёнок понимает, как этим управлять, он старается учиться на 5-ки, а если не понимает, то тогда происходит сильная травматизация внутри.

  •  То же самое Вам клиент может говорить о времени. Например, времени не хватает или, наоборот, время как будто тянется бесконечно. Это тоже определённые отношения; 
  •  Также отношения со своим телом. Не нравится тело. Как будто бы тело ненадёжное или тело хрупкое(про страх заболеть); 
  •  Любые запросы про квартиру, детей, родителей, мужа(жену)- это всё про отношения;

  И нам важно также держать в фокусе внимания то, КАК эти объекты ведут себя по отношению к клиенту, в его восприятии, конечно.  Например, страх заболеть. Что мы здесь видим? Болезнь как некий такой могущественный объект, сильно больше клиента, который как будто бы раз и нападёт, и клиент с этим как будто бы ничего не сможет сделать. Это про определённое БЕССИЛИЕ. И мы тоже это бессилие можем чувствовать в работе с клиентом. Может быть даже на физическом уровне(на уровне тела). Дальше об этом поговорим.

  Но повторюсь,  КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ в том, что между вами и клиентом возникают отношения и в этих отношениях происходит то, что происходит в отношениях у вашего клиента в реальной жизни, с реальными людьми и с другими не живыми объектами(деньги, время и т д). И для получения максимально хороших и быстрых результатов мы должны концентрироваться именно на наших отношениях! Что происходит во время сессии, что происходит ДО и ПОСЛЕ. Когда мы работаем с клиентом, мы одновременно и психолог и НАБЛЮДАТЕЛЬ(супервизор). Два в одном. Мы и ведём сессию и параллельно наблюдаем, что происходит между нами и клиентом, какие отношения у нас складываются. Иначе, повторюсь, мы будем отыгрывать то, что происходит с клиентом в реальной жизни с другими людьми. Например, если его все жалеют, мы его будем жалеть; если с ним все конкурируют и как-то подавляют, то мы будем тоже это делать; если мы не будем обращать на это внимание. То есть, если мы будем обращать внимание только на материал клиента(что он говорит) и игнорировать наши с ним отношения, то мы можем давать правильные интерпритации про его детство, отношения с родителями и могут быть какие-то результаты. Но самые важные, глубинные "вещи" останутся нетронутыми. Просто потому что человек не получил с нами новый опыт. Что мы должны дать человеку?- Это НОВЫЙ ОПЫТ В ОТНОШЕНИЯХ. Например, если все его жалели, мы должны с ним по-другому; если все с ним конкурируют, мы должны по-другому("все"- я имею ввиду прежде всего родительские фигуры); если его все обесценивали, мы должны по-другому; если все его идеализировали, мы должны по-другому. Мы должны дать другой опыт в отношениях. Тогда меняется биохимия тела.  О чём часто говорит Джо Диспенза. И тогда меняется реальность. Только так и никак по-другому. Только через новый опыт. Потому что мы можем всё проанализировать, проинтерпритировать, что было Там и Тогда, и человек поймёт и что-то сдвинется, но он не получит новый опыт(на уровне тела) и тогда реальных, фундаментальных изменений в жизни не будет. 

  Ниже схема, которая важна для понимания отношений, которые складываются в терапии и в обычной жизни тоже. Просто  в терапии- это наша ответственность, наша задача- анализировать эти отношения(по-сути, это вся наша работа). А в реальной жизни- это не наша задача. То есть, мы можем пользоваться этим инструментом там, где мы хотим улучшить. Но в целом, это нагрузка такая, если постояно всё это анализировать(все отношения). Поэтому этот инструмент стоит применять в тех отношениях, где есть что-то болезненное и мы хотим это убрать и хотим существенно улучшить отношения. Вот тогда пользуемся, это точно также работает.

Итак, когда мы входим в отношения(я буду рассказывать на примере Клиент-Психолог), в отношениях участвуют:

  • Сознание Психолога с Сознанием Клиента,

  • Бессознательное Психолога и Бессознательное Клиента.

То есть, четыре точки задействованы, такой прямоугольник(как на картинки). Сверху идёт сознание: Сознание аналитика и Сознание пациента, и внизу: Бессознательное аналитика и Бессознательное пациента. Ещё здесь скажу, я употребляю разные слова: "аналитик", "психолог"- это всё об одном и том же. Здесь это так.

Эти отношения происходят по 6-ти разным векторам. И сейчас давайте каждый из векторов разберём.

  • Первый вектор. Это Сознание клиента и Сознание психолога. То есть, это в основном такой вербальный уровень, уровень слов. Клиент к вам приходит и рассказывает: вот мне здесь плохо и тут мне не хорошо, а тут мне так вот. Вы сознательно знаете как по правильному реагировать: надо эмпатично слушать, говорить: да, здесь так. Вот это сознательный уровень.

  • Второй вектор, по которому идёт взаимодействие. Это Бессознательное клиента и Бессознательное психолога. Это тот уровень, о котором мы вообще ничего не знаем, ни мы как психологи, ни наши клиенты. Это такая "неизвестная Земля". Мы просто можем знать, что этот уровень есть. И это знание тоже важно. Мы допускаем, что есть какая-то "комната", в которой что-то находится, о чём мы не знаем, но она как-то может влиять. Этот уровень нам могут прояснять сны. Когда клиент приносит сны, в которых появляемся мы, или объект, который показывает нас(репрезентация нас). Это важные сны, клиенты рано или поздно такие сны будут приносить, они содержат важную информацию. Об этом у нас будет третий модуль. Также информацию о том, что происходит в этой закрытой "комнате"(Бессознательное клиента и Бессознательное психолога, это взаимодействие)могут показать также супервизии. То есть, когда вы выносите случай своего клиента на рассмотрение группе по супервизии или своему личному супервизору. Даже в "тройке"(на практике между собой в школе) такую роль супервизора частично выполняет Наблюдатель, и он тоже может уловить какие-то моменты, которые остались за "кадром" и для психолога и для клиента.

  • Третий вектор взаимодейсмтвия. Сознание психолога взаимодействует с Бессознательным психолога.  Вертикальнавя такая связь идёт.  

  • Четвёртый вектор. Сознание клиента и Бессознательное клиента взаимодействуют. Каким образом происходит это взаимодействие? Мы на первой встречи говорим клиенту, что когда мы задаём вопросы, то будет хорошо, если клиент будет озвучивать всё, что приходит в голову в связи с этим(без цензуры, без аналитики; просто всё, что приходит в голову). Это всё важно. Профессиональным языком это метод свободных ассоциаций. Мы говорим клиенту об этом(будет очень хорошо, если вы будите озвучивать всё, что приходит к вам в голову). И таким образом мы эту связь между Сознанием и Бессознательным активируем, потому что таким образом "всплывает" какой-то Бессознательный материал. Мы задаём вопросы и у клиента внутри рождаются ответы и может появиться то, что кажется не очень сюда подходит. Но оно как раз очень сюда. Это очень важно.

  • Пятый вектор взаимодействия. Бессознательное психолога воздействует на Сознание клиента. Это для нас как психологов "опасная зона". Это то, что мы не заметили и всё же отыграли и не осознали ещё. Это нормально, такое может быть, это естественная часть процесса. Иногда нам клиент может это вернуть. Каким образом? Он может сказать, что у меня такое ощущение, что Вы меня за что-то осуждаете, как-то не поддерживаете мой выбор, например. Мы не должны здесь это сразу  "отбрасывать". Вполне вероятно, что эта реакция могла внутри нас возникнуть и мы могли не заметить, не осознать, и с этим не поработали. Такое может быть. Поэтому,  в таком месте останавливаемся и идём в эту тему, спрашивая- Почему вам так показалось? То есть, как-то эту тему разбираем дальше. И когда человек рассказывает про то, что ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС произошло, мы можем задать следующий вопрос: -На что это похоже? Это я как будто бы как кто? И мы начинаем работать с переносом таким образом. Дальше об этом скажу.

  • Шестой вектор. Бессознательное клиента и Сознание психолога. Это невербальная информация(жесты, мимика, интонация). Это передача состояний. Когда мы сознательно начинаем что-то такое чувствовать, а оно не понятно откуда к нам пришло. Нам человек об этом не говорил ничего, это из Бессознательного клиента, оно передалось нам в Сознание, мы это осознали.

И по всем этим каналам идут реакции: переноса, контрпереноса или приходит этот материал, который и формирует явления переноса и контрпереноса. Сейчас я процитирую официальное определение, что такое "перенос", "контрперенос". И дальше это будем разбирать с более практической стороны. Итак, Перенос(трансфер)- психологический феномен, который заключается в бессознательном переносе ранее пережитых, особенно в детстве, чувств и отношений, проявляющиеся к одному лицу, совсем на другое лицо. Например, то, что клиент чувствовал к маме, он начинает чувствовать к психологу. "Перенос" был замечен и описан Зигмундом Фрейдом, показывающий его первостепенную важность для понимания клиента в психоанализе. Сначала он считал это помехой работе, потом он это пересмотрел(своё мнение) и начал считать важным инструментом, благодаря которому и происходят изменения. И на данный момент мнения расходятся. Краткосрочные подходы вообще с этим не работают. И это может быть одной из причин, почему не удаётся достичь глубинных, устойчивых результатов и закрепить их. Есть психологи, которые это считают практически единственным инструментом. Есть кто-то, кто считаем это одним из важных инструментов. Я бы сказала, что он "в первой тройке". Как показывает практика, работа с передачей внутренних состояний, переносом, контрпереносом- даёт самые скачкообразные, быстрые и устойчивые результаты.

 Контрперенос- перенос, возникающий у терапевта на клиента. Считается, что правильная интерпритация контрпереноса также важна в ходе работы. Это про то, что важно интерпритировать. Эта интерпритация может быть как внутри психолога(когда мы осознаём и для себя внутри это объясняем), так она может быть озвучена и клиенту. То есть, и так и так это может быть. Так как процесс переноса является большей частью Бессознательным, клиент не воспринимает различные источники переноса и связанные с ним фантазии, установки и чувства. Это про то, что человек не понимает это, это Бессознательно. Феномен переноса проявляется неожиданно для субъекта и может вызвать состояние дистресса. Исходными фигурами, с которых переносятся такие эмоциональные паттерны чаще всего являются родители.  Но не редко в качестве источника переноса выступают братья, сёстры, бабушки, дедушки, учителя, врачи, а также герои из детства. Родители- это такие "сборные" персонажи внутри нас. Помимо аналитической ситуации, перенос может появляться в любых других отношениях тоже(не только в рамках кабинета).

 Ещё важный момент, что перенос понятие динамическое, в процессе анализа он меняется, а потому аналитик может репрезентировать разных людей из прошлого клиента. То есть, сегодня на вас клиент "переносит" маму и начинает отыгрывать то, что было с мамой, потом вы это проработали, и на следующий этап работы вы уже становитесь "папой" и вот что-то с папой происходит. Потом становитесь "сестрой", потом ещё кем-то(то есть, это может меняться). Может быть только один перенос, либо он может меняться(то есть, может быть по-разному). Это явление тоже есть. Не все реакции на аналитика являются переносом, некоторые из них возникают в ответ на его установки или актуальное поведение. То есть, мы тоже должны это иметь ввиду. Некоторые реакции клиента- это его сознательная реакция на нас как на человека. Это тоже может быть. Взрослая реакция.

 Какие виды переноса могут быть?

  • согласующиеся и

  • комплементарные(дополнительные)

Согласующиеся. Это когда психолог чувствует то, что чувствовал клиент рядом со значимыми фигурами в детстве. То есть, например, клиент ваш боялся папу, до дрожжи в коленках, и вот эту дрожжь в коленках вы будете чувствовать на сессии перед клиентом.

Комплементарные(дополнительные). Когда психолог чувствует по отношению к клиенту то, что чувствовали его родители(в широком смысле слова, например, бабушка, дедушка, кто угодно). Например, у родителей вызывала ярость(раздражение) какая-то жизненность клиента, когда он много говорил, становился эмоциональным и вы будете тоже это чувствовать, что его как будто бы слишком много. 

 Перенос, контрперенос включается там, где были нездоровые отношения, где остался эмоциональный заряд. Вот там включается перенос, контрперенос. Поэтому переносится какое-то нездоровое чувство(сильно позитивное или сильно негативное). То есть, переносится та часть родителя, которая и сформировала травму. Здесь немного забегая вперёд, скажу, что мы должны смотреть на своих клиентов, на себя, родителей, супругов понимая, что есть здоровая часть и есть больная. Например, нарциссическая часть, мазохистическая и т д. Это просто как часть. Профессиональным языком- есть радикал(нарциссический радикал, садистический радикал и т д). Внутренний мир клиента- как большая ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ, а эта часть- нездоровый ОСТРОВ. И ваш клиент время от времени будет попадать на этот остров. Но это только остров. Это очень важная граница внутри. И вы будете это восприятие передавать своим клиентам и они смогут в первую очередь принять своих родителей, как есть, не идеализируя, не обесценивая, не идя в полюс, что всё только хорошо или только плохо. Потому что и то и другое их связывает "намертво" с родителями. И человек дальше не может двигаться никуда в жизни. А это восприятие, что есть здоровая часть, а есть больная часть- это может уложиться одновременно в голову. Почему происходит это РАЗДЕЛЕНИЕ? В детстве ребёнок не понимает, вот здесь мама хорошая, вот здесь мама ужасная, и вот это вместе не уживается, то есть, слишком сильный РАЗРЫВ. И мы в терапии это сращиваем. И эта идея, концепция, что есть здоровая часть, а внутри этот больной островочек, она помогает это внутри сложить в одно и происходит сепарация, к которой мы все стремимся.

 Есть такое понятие как НЕВРОЗ ПЕРЕНОСА. Это термин, который обозначает достаточно острое включение переноса, контрпереноса. Когда это начинает достаточно интенсивно происходить в отношениях.

Какие ещё классификации переноса есть? Некоторые авторы делят перенос на отцовский, материнский, сестринский и т д, зависит от первоначального ОБЪЕКТА. Перенос также может быть объектным или нарциссическим, в зависимости от того, воспринимает ли пациент своего аналитика, как внешний объект, от которого он зависит или рассматривает его как часть самого себя. Перенос может быть также позитивным или негативным. Например, воспринимает вас клиент как позитивную ФИГУРУ или как негативную. Позитивный перенос очень важен, чтобы сложился наш терапевтический альянс, чтобы мы сработались, чтобы человек смог довериться и пойти к нам. Перенос может быть эротическим. Это бывает часто, если клиент и психолог разного пола. И действительно важно эту границу не переходить. Такие отношениями клиенту могут нанести травму(сексуальные отношения). С другой стороны, как показывает история, очень многие аналитики, терапевты вступали в сексуальные отношения со своими клиентами, в частности Юнг и у Фрейда какие-то истории были такие и т д.

Идём дальше.  Посредством переноса, как правило, клиент передаёт довербальный опыт. Это то, что ещё не оформлено словами. Про то, что клиент ещё не может рассказать словами и он это передаёт таким образом, без слов("телепатически"), и мы должны это расшифровать, понять, как-то назвать словами, и тогда этот опыт перестанет быть “непереваренным” куском внутри. Клиент его переварит и где-то по своим полочкам разложит внутри. Этот довербальный опыт может восприниматься нами на сессии как то, что “ничего не понятно”, не могу понять, про происходит и это тяжёлые переживания. И мы должны понимать, что таким образом на сессии поднимается какой-то довербальный опыт, какое-то сообщение, которое не может быть оформлено словами и нормально рассказано, оно таким образом вам передаётся. Это состояние клиента. Он не понимает, что с ним и точно также себя чувствовала с ним его мама. Скорей всего у неё не было контакта с ребёнком, не было хорошего психологического контейнера и она не понимала, что делать с этим состоянием. И от этого она скорей всего защищалась, то есть становилась:

  • либо вторгающейся(тревожной мамой). Что с тобой? Я знаю за тебя, что тебе надо и т д

  • либо становилась отстранённой, холодной, дистантной.

Либо то, либо другое, всегда эти два полюса мы должны помнить. Или как бывает чаще всего, то и другое вперемешку. И нам на сессиях захочется сделать то же самое. Например, когда мы стремимся всё разложить по полочкам, мы по-сути убегаем от тревоги, которая рождается от не понимания.  Либо есть переживание скуки, отстранённости. То есть, мы чувствуем либо то, либо другое. Это про то, что этот опыт поднимается. Мы даём себе время, мы говорим про то, что всё начнёт становится понятным, так всегда. Нам просто важно быть спокойными и понимание начнёт проявляться. Когда мы стремимся всё разложить по "полочкам", мы убегаем от тревоги(от той тревоги, которая рождается от не понимания).  И повторюсь, это было уже с вамим клиентом, с его родителями и из-за этого у него многие проблемы, сложности и этот опыт мы с ним не повторяем. То есть, мы должны "выдержать" этот хаос. Когда непонятно. Это даёт клиенту очень многое. Клиенту становится легче, спокойно.

  Если мы будем работать только с вербальной частью, то есть, с тем, что нам клиент говорит словами, мы далеко не продвинемся. То, что клиент рассказывает- это верхушка айсберга. И часто она обманчива, там защиты поработали и он говорит вообще не о том. Поэтому мы максимально стараемся услышать невербальную информацию, которая идёт через наши состояния. Поза, мимика, интонация- это только дополнение. Самое основное- это наши состояния и те отношения, которые у нас складываются с клиентом.

 Здесь ещё один ключевой момент хочу сказать, как работает сама психотерапия. Внутренний мир человека насёлен ФИГУРАМИ, объектами из прошлого опыта. И человек внутренние фигуры проецирует на других людей, происходит перенос посредством проекции, и повторяются те же отношения, те же негативные сценарии, которые происходили с этими людьми. Всё один в один повторяется. И как мы это меняем? Мы это меняем за счёт того, что даём человеку другой опыт. Только проживая другой опыт, у человека меняется биохимия тела и всё меняется в его жизни с другими людьми. Никак иначе. Меняется всё только через другой опыт. Например, у человека есть внутри некий объект, условно мама и он эту маму перенёс на нас(кусочек мамы). Например, какая мама? Мама, которая завидует и за успехи, проявление силы нападает на ребёнка. Вот такой кусочек мамы человек перенёс на психолога. Если психолог не знает то, о чём мы сейчас говорим, он на это не обращает внимание и начнёт это отыгрывать. Например, приходит клиентка на сессию, делится, что её доход увеличился в 7 раз. Дальше она рассказывает о проектах и говорит про то, что устаёт, где-то не хватает времени на личную жизнь.  В этот момент психологу, например, захочется увести клиентку в сторону того, что ей больше надо отдыхать. О чём это? Это о маме клиентки, которая видела её такой слабой. Мама была очень тревожной и клиентка была слабой по сравнению с другими детьми. Такой внутри ОБРАЗ мог быть у её мамы. Мы должны "ловить" этот перенос! Осознать его и мы можем его проговорить. И это влияет на хорошие результаты у клиентов. Что произошло в этом примере? Внутри клиентки жил какой-то ОБЪЕКТ, вот такая мама, которая считала ее слабой и если она проявляла силу, мама это "гасила"(нет, нет, ты слабая и т д). Этот кусочек был перенесён на психолога. И что происходит дальше? Мы можем это не заметить и отыграть по её старому сценарию и тогда в жизни тоже этот сценарий повторяется. Как будто бы маме надо что-то постоянно доказывать, разыгрывать сценарий. Брать на себя очень много и действительно чувствовать себя несправляющейся. Если это не обсудить, клиент будет дальше в реальной жизни постоянно доказывать, что она сильная, а чувствовать себя слабой. Когда мы это увидим, вместе обсудим, клиент получит НОВЫЙ ОПЫТ. И внутри поменяется объект, вот эта мама, которая так поступает(этот объект уже поступил по-другому). Каким образом происходит терапия? Меняется этот объект внутри клиента и всё. Эта мама изменилась и дальше пойдёт по-другому. Почему? Потому что мы притягиваем в свою жизнь людей или видим людей, соответственно тем внутренним объектам, которые у нас есть. То есть, вот этот перенос происходит. 

 Перенос происходит постоянно. Фрейд говорил по этому поводу: “Мы можем встретить только того человека, который есть уже у нас внутри”. Это так. И когда этот человек внутри меняется, ОБЪЕКТ меняется, через получение другого опыта с терапевтом, тогда во ВНЕ приходят другие люди или те люди, которые есть, они поворачиваются другой стороной(здоровой частью).

Какие самые распространённые контрпереносные реакции мы можем испытывать?

  • агрессия(от раздражения до ярости; то есть, разной интенсивности чувства)

  • жалость(очень часто)

  • обесценивание

  • идеализация

  • ощущение, что меня обесценивают, нападают, унижают

  • желание самой напасть, что-то доказывать клиенту

  • конкуренция

 Повторюсь, это не полный список, но то, что встречается часто. В своей работе вы этот список будете ещё дополнять. Но такие реакции могут быть(частые). И ещё раз, мы это можем либо отыграть, например, начнём доказывать, спорить, жалеть и т д. Либо можем осознать и тем самым изменить этот сценарий.  

 Как мы работаем с переносом, контрпереносом? Конечно, же осознанием. Это универсальный инструмент на все случаи жизни и он всегда работает.

 Второй шаг, мы можем проводить связи между переносом и прошлым. Для того, чтобы человек смог от этого сепарироваться, отделиться, отсоединиться от этого сценария. Мы задаём вопросы:

  • Происходило ли с вами что-то подобное?
  • Это похоже на то, что, например, было у вас с мамой? и т д
  • Было ли у вас похожее с другими людьми, ситуациями? Если да- расскажите. Это стоит делать тогда, когда нет сильной эмоции. Если клиент говорит с эмоцией, например, что мы его не понимаем. То сначала выясняем про наши отношения ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, только потом переходим к прошлому. А то клиент может подумать, что мы его проигнорировали, не поняли. Какой бы была моя реакция, которая означала бы для вас, что я вас понимаю?(это тоже важный вопрос в этом случае)

 Бетти Джозеф(в статье о переносе) задаёт вопрос о том, что способен ли пациент в переносе обнаружить объект, если никогда в младенчестве не имел его?(то есть, способен ли человек сделать позитивный перенос на психолога, если этого объекта не было в детстве). Она пишет: я сомневаюсь. Если в младенчестве человек не имел опыта взаимодействия с объектом, которому можно доверять, то он не прийдёт к нам в анализ. Он пойдёт психотической трапой один. Он не будет искать помощи. Нет этой идеи в голове, что кто-то может меня любить и мне помочь. Но, что мы можем сделать, прослеживая движение и развитие конфликта в переносе, так это оживить чувства, против которых сформировались защиты на глубинном уровне, или которые были пережиты мимолётно. И мы укрепим эти связи, работая с переносом. Это о том, что сам факт того, что человек к вам обратился, говорит о том, что есть внутри "кусочек" этого хорошего родителя. Он есть и нам важно оживить эти чувства, против которых сформировались защиты на глубинном уровне. То есть, против хороших чувств внутри есть очень мощные защиты. Возможно, что-то очень болезненное было связано с хорошими чувствами. Очень рано любовь, привязанность была предана, прервана. Как-то ребёнок это так переживал. И сформировались защиты. Но вот этот ОБРАЗ хорошего родителя внутри есть. И мы одним знанием этого- это уже оживляем. Нам важно это знать. Когда мы вовлекаемся в это и начинаем воспринимать-о Боже, какой ужас- мы не помогаем, мы вредим. И вот эта идея про то, что если человек пришёл в нам, значит где-то внутри есть опыт, что другой человек его любит, помогает ему. Пусть кусочек, "обломочек" этого, но он есть. И когда мы это знаем, мы начинаем этот ОБРАЗ оживлять, просто своим знанием. Эти защиты, против хороших чувств, они одновременно блокируют в жизни клиента всё то хорошее, что могло бы с ним быть.  Это одни и те же защиты, одно и то же сопротивление. То есть, мы для клиента становимся тоже таким объектом, который он тоже забирает себе "вовнутрь", как в детстве.

 Фрейд рекомендовал и эта рекомендация работает до сих пор и нам важно её придерживаться. Он писал о том, что аналитик должен слушать своего клиента со свободно парящим вниманием. Это про расслабление. Это не про то, что мы должны вникать в каждую "буковку" и стараться всё по "полочкам" разложить- это про свободно парящее внимание, это про расслабление. Это один из ключевых моментов успешной терапии. То есть, мы должны быть максимально расслаблены. И точно также мы говорим об этом клиенту. И также говорим про метод свободных ассоциаций, чтобы клиент говорил всё, что ему приходит в голову. Это тоже про расслабление.

 Если мы обратимся к более современным исследованиям, это то же самое, о чём пишет тот же Джо Диспенза в книге “Сила подсознания”, про то, что когда мы расслаблены, это та частота, где ослаблены наши психические защиты. Психика становится более пластичной, а значит изменения идут гораздо быстрее.

 Анна Райх по поводу переноса, контрпереноса пишет о том, что аналитик должен превратить своё собственное Бессознательное в орган, восприимчивый к информации, передаваемой Бессознательным пациента. Он должен присоединиться к пациенту, как телефонная трубка. То есть, идут какие-то волны и есть средство, которое преображает это в понятный нам звук, в слова. Вот мы таким образом работаем(мы тоже как такой "преобразователь").

 Про границу между анализом и отыгрыванием(отреагированием). Мы можем либо анализировать, либо отыгрывать. Отыгрывается всё то, о чём невозможно говорить. Всё, что неосознанно, всё, что довербально, это всё отыгрывается, по-другому этот материал никак не может проявиться. Но он должен проявиться, для того, чтобы ваш клиент от него освободился, иначе он останется внутри. Например, здоровый человек говорит: ”Я так зол на тебя, что готов тебя убить”.  Больной берёт пистолет и убивает. В этом разница. Второй вариант- это вариант отыгрывания, это то, когда нет слов, есть действия. Тот же Фрейд говорил о том, что человек, который первым бросил ругательное слово вместо камня стал творцом цивилизации. Переваренный, вербализованный опыт может быть сказан. Точно также будут себя вести клиенты. Чем больше у вас будет ДОВЕРИЯ, чем клиент целостнее, он сможет сказать, например, меня раздражают ваши интерпритации, они не к месту, например. Это первый тип доверия(поведения). Второй тип поведения, когда клиент начинает опаздывать, переносить сессии, отменять сессии, что-то ещё ДЕЛАТЬ. Тем самым показывая вам что-то, передавая вам какое-то сообщение. Это и есть отыгрывание. Мы всегда, конечно же, стремимся к первой позиции, к пониманию, осознанию, анализу и держим в фокусе вопрос:

  • Не отыгрываю ли я что-то сейчас с клиентом? Особенно когда возникает внезапный импульс. Хочется что-то порекомендовать, проинтерпритировать. Потому что контрперенос всегда подразумевает, что существует тенденция к отреагированию, отыгрыванию.

Ещё один вопрос, который мы можем задать себе внутри:

  • О чём мне хочет сообщить клиент?(своим поведением, своими действиями или своим рассказом о других людях)

Например, клиент может начать сессию рассказом о том, что домработница плохо протирает полки. Можем прямо спросить:

  • Вы считаете, что я плохо протираю полки, плохо с вами работаю?

То есть, когда человек рассказывает нам некую историю про отношения- это и про наши отношения тоже. Это тоже важно иметь ввиду. К теме переноса, контрпереноса мы, конечно же, будем возвращаться, потому что она очень обширная. Мы будем возвращаться во втором модуле, смотреть как работают с переносом, контрпереносом аналитические психологи и как Юнг предлагал с этим работать. И также к этой теме мы будем возращаться в пятом модуле, когда будем разбирать основы психоанализа и тоже ещё будем более глубоко, более профессионально смотреть как с этим работают психоаналитики.

На этом всё. Жду Ваши вопросы, комментарии, размышления. До встречи!